Доброго времени суток, уважаемые читатели hs-manacost.ru! В этой статье речь пойдет о до боли знакомом любому игроку в Hearthstone классе – Шамане. Но это не обычный гайд на какую-то колоду, а обзор класса в целом, который столь актуален сейчас – в преддверии весенней ротации Стандартного режима. Эта система замещения карт была осуществлена Blizzard меньше года назад и сразу же дала свои плоды: мета существенно изменилась, когда карты из приключений Проклятие Наксарамаса и Гоблины и Гномы канули в Лету. Вскоре кардинальные сотрясения ладдера произойдут вновь, когда закончится год Кракена и начнется новый, еще не анонсированный год. В этих постоянно меняющихся условиях важно понять, что представляет из себя конкретный класс, какова его история и его перспективы развития, что делает его сильным, а чего ему не хватает сейчас или не будет хватать в будущем. На данный момент вряд ли многого не хватает Шаману, это уже долгое время один из сильнейших и популярнейших классов в Hearthstone, но так было не всегда, но что важнее: так будет не всегда. Так что же представляет собой Шаман Hearthstone? Читателю предлагается подробно разобраться в данном вопросе в этой статье.
Сила героя Шамана
Сила героя Шамана – Призыв тотема, единственная во всей игре сила героя со случайным эффектом. На поле боя всегда максимально справа от других существ при использовании силы героя Шамана призывается один из четырех так называемых базовых тотемов Шамана. Вы не можете призвать с помощью силы героя тотем, который уже находится на вашем столе, даже если он появился там другим образом. В результате, если Шаман использует силу героя четыре раза, но противник не избавиться ни от одного из тотемов, дальнейшее использование силы героя станет невозможно. Три базовых тотема Шамана обладают характеристиками 0/2 и каким-то дополнительным эффектом, один – 1/1 без эффектов.
С самого начала в Hearthstone сила героя Шамана Hearthstone считалась самой слабой не только потому, что она крайне ненадежна: часто вы не будете получать тотем с нужным эффектом, но какой-то другой чаще всего бесполезный, но и потому, что сами тотемы не представляют какой-либо угрозы сами по себе. Даже если вы призовете все 4 тотема, они будут создавать минимальную угрозу для противника без поддержки картами, от всех тотемов легко избавиться существами, они даже чаще всего не нанесут ему урон при размене. Карт, которые помогут реализовать базовые тотемы Шамана не так много в базовом и классическом наборах, но их количество существенно увеличилось вместе с будущими дополнениями, о чем будет подробнее сказано позже.
Синергия силы героя Шамана и его карт – ключевой элемент успеха класса, именно благодаря ей сила героя превращается из одной из худших в Hearthstone в одну из лучших, и даже рандомность и ограничение на призыв четырех базовых тотемов становятся не так страшны.
Базовый набор Шамана Hearthstone
Базовый набор включает в себя карты, доступные всем игрокам бесплатно при достижении 10 уровня героя конкретного класса. Важно, что система Стандартного режима такова, что с картами из Базового набора все классы, в том числе и Шаман, будут на протяжении любого периода в Hearthstone, они никогда не уйдут в Вольный режим, поэтому в каком-то смысле они во многом определяют мету и являются ее базисом. Не даром Базовый набор так называется.
Всего у Шамана Hearthstone 10 базовых карт, отметить в котором можно три невероятно сильные карты: Сглаз – один из лучших точечных ремувалов в игре, который позволяет избавляться от существ с предсмертным хрипом без его активации, Тотем языка пламени – великолепно синергирующая карта не только с базовыми тотемами, но и с мелкими дешевыми существами, которыми можно легко заполнить весь стол, Элементаль огня – существо с эффектом 2 в 1, которое помогает переворачивать игровую ситуацию и вырываться вперед по темпу, поскольку не только создает присутствие на столе, но и потенциально разменивается при розыгрыше с каким-то существом оппонента. Также можно отметить и три потенциально сильных карты, которые уже смогли себя хорошо проявить в какой-то временной промежуток, но универсальными их не назовешь. К их числу можно отнести Силу тотемов, Камнедробитель и Жажду крови. Остальные карты Базового набора еще не находили применения ни в одной из лучших колод: Исцеление предков, Ледяной шок, Неистовство ветра, Говорящий с ветром. Последние две карты намекают на то, что одна из классовых особенностей Шамана – эффект неистовства ветра, позволяющий существам (и не только существам) дважды атаковать за один ход. Две эти карты из базового набора, впрочем, не достаточно хороши сами по себе и слишком ситуативны, чтобы включить их в колоду.
Поскольку карты Базового набора останутся с игроками на протяжении всего существования Hearthstone, важно поддерживать их сбалансированность как самих по себе, так и их комбинаций. Некоторые из них были слишком сильны и делали класс однобоким, поэтому Blizzard решила их ослабить. Так называемому «нерфу» подвергся Камнедробитель, который до осени 2016 года стоил всего лишь 1 кристалл маны, великолепно сочетаясь с одной из карт Классического набора – Молотом Рока.
В целом набор Базовых карт Шамана Hearthstone не безнадежен и обозначает первые контуры развития класса: заспам стола дешевыми существами и их последующее усиление, акцент на механике неистовства ветра, разнонаправленность его карт. Главной проблемой Шамана изначально является контроль стола и необходимость присутствия существ на нем, чтобы реализовать большую часть своих карт: от Тотема языка пламени и Жажды крови до Неистовства ветра.
Классический набор Шамана: Мидрейндж Шаман
Многое, сказанное про Базовый набор Шамана относится также и к Классическому: эти карты тоже навсегда останутся в Стандартном режиме, их баланс следует тщательно поддерживать. Отличаются они лишь тем, что на их создание требуется потратить чародейную пыль, что не столь важно для статьи. С Классическим набором Шаман Hearthstone получает и оригинальную механику перегрузки, которая присутствует на картах с невероятно сильным эффектом за свою стоимость маны, чтобы скомпенсировать его и не сделать их слишком сильными. Использование карт с перегрузкой крайне выгодно в текущий ход Шамана, однако на следующий лишает его многих опций. Можно отметить и единственную карту, которая как-либо взаимодействует с этим эффектом – Вольного элементаля. В целом можно охарактеризовать карты Классического набора Шамана фразой «всего понемногу»: есть точечные ремувалы, АоЕ ремувалы, оружие, механика добора карт, пусть и не самая эффективная, а также Дух предков – необычная карта с уникальным эффектом, которая позволяет создавать целый архетип вокруг себя. Продолжается и тематика неистовства ветра, выраженная в Пыледемоне, Молоте Рока и Ал’акире, которые великолепно сочетаются с Камнедробителем. Большое количество заклинаний, наносящих урон, создает благоприятные условия для использования в колодах Шамана Мага крови Талноса и Лазурного дракона – общих карт Классического набора, тем более они обеспечивают перебор колоды, которого Шаману как раз не хватает.
В первых колодах Шамана Hearthstone использовались преимущественно классовые карты, а также Сквайры авангарда, Маг крови Талнос, Защитника Аргуса, Учительница магии, Лазурные драконы. Такая колода Мидрейндж Шамана была не очень последовательной и страдала от большого количества эффектов перегрузки, которые редко приносили пользу, но зато существенно сбивали темп. Подобные колоды Классического Мидрейндж Шамана основывались на взрывном уроне с помощью существ и оружия с неистовством ветра и усилений атаки от Камнедробителя и Тотема языка пламени. Отсутствие дешевых существ делало Классического Мидрейндж Шамана крайне пассивным на начальной стадии игры, он не мог захватить стол и закрепиться на нем ничем, кроме базовых тотемов и редких существ, приходилось рассчитывать на заклинания, однако они, как уже было сказано, обеспечивали слишком высокую перегрузку. Несмотря на это, некоторым игрокам удавалось достичь на колоде Классического Мидрейндж Шамана легендарного ранга, пусть и сделать это было в те времена намного проще, чем сейчас. Ниже представлена колода Классического Мидрейндж Шамана от Kolento.
Шаман и мета Проклятия Наксарамаса: Мидрейндж Шаман и Контроль Шаман на предсмертных хрипах
Проклятие Наксарамаса принесло всего лишь одну классовую карту для Шамана – Возрождение, но зато также и несколько отличных общих карт, которые вписались в колоду Наксарамас Мидрейндж Шамана: Вкусный зомби, Одержимый ползун, Лотхиб. Обновленная колода намного лучше себя чувствовала на начальной стадии игры благодаря ранним существам, Одержимый ползун из-за своей липкости великолепно сочетался с Тотемом языка пламени. Впрочем, эти нововведения не помогли Мидрейндж Шаману Наксарамаса стать достаточно распространенным и эффективным, особенно при условии доминации Охотника на предсмертных хрипах. Ниже представлен вариант колоды Наксарамас Мидрейндж Шамана, которой игрок Kolemoen брал легенду.
Появился и другой путь развития класса, базирующийся на Возрождении, Духе предков и существах с предсмертным хрипом, которых стало очень много с выходом Проклятия Наксарамаса. Механика двух этих заклинаний великолепно взаимодействовала с предсмертными хрипами и другими сильнейшими существами, что позволило создать архетип Контроль Шамана на предсмертных хрипах. Ему, однако, было трудно найти свое место в мете, хотя на бумаге он и выглядел сильным. Проблема заключалась в крайней непоследовательности колоды Контроль Шамана на предсмертных хрипах, а также уязвимости существ к эффектам превращения и немоте, которые были распространены в ладдере благодаря Железноклюву, стоящему 2 кристалла маны. Также этот Контроль Шаман страдал от нехватки эффектов исцеления, которых вовсе не было в его колоде, да и одной Грозы не хватало, чтобы зачищать заполненный вражескими существами стол. Как и у любой другой колоды Шамана Hearthstone, у этой не хватало и механики перебора колоды.
Шаман и мета Гоблинов и Гномов: Мех Шаман, Мидрейндж Шаман
Гоблины и Гномы привнесли в игру много нового, но главное – небывалое количество агрессии. Шаман получил невероятно сильных: Крутящегося меченосца, Разряд, Палицу силы, а также полезных в некоторых колодах Зов предков и Нептулона. Из общих карт можно отметить механизмы и карты, взаимодействующие с ними и, конечно же, Доктора Бума.
Никакие из старых архетипов Шамана Hearthstone не получили дальнейшей поддержки, как и механика Перегрузки, синергия тотемов и заспама стола. Впрочем, игроки всё же пытались вернуть к жизни старого Мидрейндж Шамана, добавив в него Нептулона, Доктора Бума и Разряд.
Но в Hearthstone с приходом Гоблинов и Гномов появились новые идеи для реализации класса, причем одна из них оказалась достаточно успешной. Речь идет о колоде Мех Шамана, которую некоторые игроки даже брали на турниры. Мех Шаман – первая по-настоящему эффективная, опасная и действенная колода класса. Базировалась она, как не трудно догадаться, на механизмах. Помимо сильнейших общих существ, стоит отметить Крутящегося меченосца – первую удачную карту с эффектом неистовства ветра Шамана, сильную как саму по себе, так в комбинации с механизмами и с Камнедробителем. Это существо и Палица силы сделали Мех Шамана эффективной агрессивной колодой, а Разряд обеспечил дополнительный взрывной урон из руки. Одним из первых успешных игроков на Мех Шамане стал Firebat, чья колода и представлена ниже.
В агрессивной мете Гоблинов и Гномов предпринимались попытки создать еще более быструю сборку, нежели Мех Шаман – Фейс Шаман, а также появились и первые попытки создать Малигос Шамана, который мог выставить дракона всего лишь за 4 кристалла маны, а затем закончить игру с помощью дешевых заклинаний с перегрузкой. Еще одним направлением, в котором Blizzard подтолкнула Шамана – мурлоки, однако до сих пор ни к чему хорошему это не привело.
Можно отметить, что во времена меты Гоблинов и Гномов крайне востребованной стал Земляной шок, помогающий бороться с провокациями и другими существами с предсмертным хрипом, а вот Сглаз почти не использовался.
Шаман Hearthstone и мета Черной горы
На фоне масштабного дополнения Гоблины и Гномы Черная гора кажется крайне незначительной. Синергия драконов не подошла для Шамана, как и Огнестраж разрушитель, не вписывающийся в действующие архетипы Шамана, да и порой уязвимый к Опытному охотнику, который крайне часто появлялся в колодах тех времен, поскольку стоил всего лишь 3 кристалла маны. Единственной позитивной тенденцией для Шамана стала первая поддержка эффекта перегрузки, а точнее ее снятие, которое обеспечивал Лавовый шок. Эта карта тогда не нашла места в топ колодах Шамана, но позже она пригодится ему.
В отличие от перегрузки, другие классовые особенности Шамана Hearthstone не получили должной поддержки и с приходом Черной горы. Сила героя стала еще бесполезнее, чем раньше, поскольку никакого нового взаимодействия тотемов и существ добавлено не было, более того, даже старые стали использоваться реже: Тотем языка пламени и Жажда крови. Механика перегрузки, пусть и получила первые усиления, оставалось крайне неудобной, поскольку сбивала темп Шамана и не давала ему выставляться по кривой маны. В результате чего каждое разыгранное существо, которое вызывало значительную перегрузку, влекло за собой высокие риски: если противник мог на него легко ответить, то получал невероятное преимущество, которое часто приводило его к победе.
Единственным сильным архетипом продолжал оставаться Мех Шаман, хотя его сборки и эволюционировали со времен. В колоде Мех Шамана от Savjz даже нашлось место Огнестражам разрушителям.
Шаман и мета Большого турнира: Тотем Шаман, Малигос Шаман, Агро Шаман
Большой турнир стал первым дополнением, которое поддержало основные концепции класса и существенно помогло в вопросе становления класса. Очевидно, Blizzard прислушались к игровому сообществу, которое досадовало на непоследовательность и нелогичность механик, силы героя и карт Шамана.
Ранее говорилось, что сила героя Шамана Hearthstone никак не взаимодействует с его картами: Большой турнир дал Резчицу тотемов и Рыцаря Громового Утеса, а также еще один не базовый тотем им в помощь – Тотемного голема, а еще Клыкарра-шамана, который в те времена призывал не только базовые тотемы, но и другие четыре. Ранее говорилось, что Шаману не хватает добора карт, исцеления и АоЕ эффекта, чтобы Контроль Шаман чувствовал себя комфортно: Большой турнир дал Древнее знание, Волну исцеления и Разрушительные стихии. Лишь две карты Шамана оказались абсолютно невостребованными: Магический молот и Призыватель туманов. Также можно отметить и не особенно полезные общие карты, которые выпадали в комплектах Большого турнира.
С новыми картами Малигос Шаман стал неплохим архетипом: у него появился перебор колоды, исцеление, эффект позволяющий избавиться от перегрузки, который накладывается массой карт, Император Тауриссан, помогаюший реализовать ОТК комбинацию.
Стали появляться и зачатки будущего невероятно сильного архетипа в более-менее привычном для нынешнего игрока состоянии. Речь о Тотем Шамана, представленный колодой StrifeCro. Этот Шаман использовал синергию тотемов для извлечения существенного преимущества на средней стадии игры, его сила героя становилась намного полезнее, чем раньше, поскольку взаимодействовала с массой других карт Тотем Шамана. Никуда не делись и Одержимый ползун и Доктор Бум, а также Вкусный зомби, который был единственным возможным вариантом сильного первого дропа Шамана Hearthstone в те времена. К сожалению, колода Тотем Шамана оставалась очень нестабильной и неуверенно чувствовала себя на старте игры, ей всё равно трудно было зацепиться за стол с первых ходов, дабы реализовать Тотем языка пламени, Резчицу тотемов, Рыцаря Громового Утеса.
Несмотря на невероятно эффективные карты, подаренные Шаману в Большом турнире, этот класс всё же не нашел свое место в мете, полной других более совершенных архетипов. Шаману не хватало еще совсем немногого, чтобы достичь критической массы и стать сильнейшим классом в Hearthstone.
Шаман и мета Лиги Исследователей
Шаман получил две ключевые карты в этом приключении, которые сформировали идеальную кривую маны для этого класса. Речь идет о первых дропах, в первую очередь о Туннельном трогге, а также о Сэре Финли Мрргглтоне. Последний встречается в практически любой сборке Агро Шамана, а классовое существо – универсально, хотя пока что о значительном присутствии в ладдере других архетипов Шамана Hearthstone говорить рано. А вот Агро Шаман засиял, как никогда раньше. Туннельный трогг позволил ему отказаться от крайне неудобного первого дропа, который никак не вписывался в концепцию колоды – Вкусного зомби, а также раскрыть потенциал наращивания снежного кома, ведь, оставшись без ответа, Туннельный трогг быстро наберет огромное количество атаки благодаря массе карт с эффектом перегрузки. Механика Туннельного трогга – именно то, чего всё это время не хватало Шаману: выгоды от крайне неудобной и сбивающей темп перегрузки. Теперь даже минусы Шамана становятся его достоинствами, хотя Лига Исследователей только положила начало этому пути. Сэр Финли Мрргглтон помог Агро Шаману избавиться от не столь нужной силы героя для этого архетипа, ведь призыв базовых тотемов не столь необходим для Агро Шамана, который концентрируется на нанесении урона по вражескому герою.
В ином свете предстали и Тотемный голем с Клыкарром-шаманом, которые стали логическим продолжением кривой маны Агро Шамана, позволив ему на ранней стадии задоминировать на столе против любого оппонента. К средней стадии игры Агро Шаман вполне может позволить себе потерять стол, ведь в его распоряжении масса взрывного урона из руки, в том числе опаснейший Разряд, а также Молот Рока.
Агро Шаман не выходил на лидирующие строчки в мете Лиги Исследователей, поскольку его вытесняли другие сильнейшие архетипы меты: Секрет Паладин, Зоолок, Мидрейндж Друид, но всё же позитивные сдвиги в прогрессе класса были видны невооруженным взглядом, и это было только началом.
Можно отметить еще одно направление развития класса, в котором безуспешно Blizzard хотела подтолкнуть игроков: Шаман на мурлоках.
Шаман и мета Пробуждения древних богов: Агро Шаман, Мидрейндж Шаман, Контроль Шаман, Шаман на эволюции
Дополнение Пробуждение древних богов принесло массу изменений в Hearthstone, которые можно разделить на три группы. Каждое из изменений отразилось на Шамане положительно, что во многом и предрешило неожиданное господство этого класса в мете, вызревавшее так долго.
Первое – изменение баланса нескольких карт. Напрямую они практически не коснулись ни одного архетипа Шамана Hearthstone, разве что Лепрогном перестал быть хорошей картой для Агро Шамана, впрочем, ему легко было найти замену. Важно то, что изменения баланса карт серьезно ослабили другие архетипы: Агрессивные колоды лишились Железноклюва, который помогал ликвидировать трудно проходимых существ с провокацией, контроль колоды лишились Охотника на крупную дичь, который помогал легко избавляться от существ с 7+ атакой. Также пострадал Хендлок и Ренолок, а Мидрейндж Друид и вовсе перестал существовать. Общее ослабление главных противников Шамана не могло не порадовать поклонников Тралла.
Второе – первая ротация Стандартного режима, в результате которой стали недоступны карты Проклятия Наксарамаса и Гоблинов и Гномов. Если вы обратитесь к предыдущим главам статьи, то поймете, что Шаман мало что потерял с этой ротацией: да стали невозможны колоды Мех Шамана и Малигос Шамана, но в последнее время они и не были столь перспективны, как Агро Шаман. А вот то, что случилось с другими архетипами – настоящая катастрофа для них, ведь отличных карт в Проклятии Наксарамаса и Гоблинах и Гномах для многих было более, чем достаточно. Так, натерпевшись ранее, Шаман Hearthstone теперь вышел победителем, поскольку с ротацией Стандартного режима ему нечего было терять.
Третье – новые карты. Список отличных карт, которые получил Шаман в Пробуждении древних богов велик как никогда. Как и в Большом турнире, можно выделить лишь пару нежизнеспособных карт: Вечный страж (по крайней мере до ротации Лавового шока) и Молот сумерек. Все архетипы Шамана получили свои великолепные карты, также появились предпосылки и для одного нового. Но по-настоящему разрушившим мету новым существом, которое начали использовать все архетипы Шамана, стало Нечто из глубин. В начале статьи было сказано о том, что не все механики Шамана получают поддержку картами: раньше перегрузка была слишком слаба, теперь она невероятно сильна благодаря Туннельному трогу, раньше сила героя Шамана была самой слабой в игре, теперь с Нечто из глубин у Шамана Hearthstone одна из самых эффективных и полезных сил героя в Hearthstone. Нечто из глубин невероятно эффективно потому, что позволяет наращивать огромное количество темпа, когда выставляется. Вы можете за один ход разыграть АоЕ эффекты, какое-то незначительное существо, а затем выставить бесплатно 5/5 с провокацией, в результате одновременно зачистить стол противника и сгенерировать опаснейшие угрозы. Если раньше Шаман при неимении хорошего хода с досадой пасовал, использовав силу героя, то теперь он рад и этой перспективе, ведь его две копии Нечто из глубин удешевляются. Также намного сильнее становятся и Тотемный голем (который еще и великолепно работает с Туннельным трогом) и Клыкарр-шаман. Таким образом, критическая масса была наконец-то достигнута, Шаман получил так много сильных карт, которые более того еще и великолепно сочетаются друг с другом, что в одночасье стал самым сильным классом в мете.
Началось всё с Агро Шамана. Все другие агрессивные архетипы существенно ослабли после ротации Стандартного режима и изменения баланса карт, в то время как Агро Шаман ничего не потерял, да еще и обзавелся Пламенным безликим и Нечто из глубин, которые, с одной стороны, утяжелили его колоду и сделали ее более зависимой от контроля стола, но, с другой стороны, усилили потенциал наращивания преимущества с помощью эффекта снежного кома, поскольку кривая маны Агро Шамана стала просто невероятно опасной. В результате лишившиеся классических агрессивных колод игроки, которые привыкли к этому стилю игры и/или не обладали достаточными ресурсами для создания другой колоды, пересели на Агро Шамана, который показал, что заслуживает верхней строчки популярности мета-отчетов.
Второй архетип, который стал всё чаще появляться в мете – Мидрейндж Шаман. После Пробуждения древних богов он также обзавелся сильными существами, которые великолепно сочетаются с картами Большого турнира и Туннельным троггом. Впрочем, до силы и популярности Агро Шамана он не мог дотянуться в те времена.
Новые карты помогли и Контроль Шаману пробиться в мету, пусть и в крайне незначительном количестве. Помогли в этом Халлазил Перерожденный, великолепно сочетающийся с Разрушительными стихиями и Грозой, Н’Зот, обеспечивающий получение высокой выгоды и потенциал на поздней стадии игры, а также универсальное Нечто из глубин, без которого вряд ли обойдется любой архетип Шамана Hearthstone.
Пробуждение древних богов произвело на свет один совершенно новый архетип, называемым Эволв Шаман или Шаман на эволюции. Основывался он на двух картах: Эволюции и Мастере эволюции, которые отлично сочетаются Нерубским пророком, Нечто из глубин, Клыкарром-шаманом и другими картами. Новая механика Шамана на эволюции в целом показала себя крайне нестабильной и непредсказуемой, а также слишком зависимой от присутствия на столе, как, впрочем, и многие другие архетипы класса.
Шаман и мета Вечеринки в Каражане: Мидрейндж Шаман
Казалось бы, после стольких лет лишений Шаман наконец-то получил всё, что ему нужно. Карты последних трех дополнений сложились в идеальную мозаику, создав сразу несколько сильных архетипов Шамана Hearthstone, пусть и немного похожих друг на друга особенно в первые ходы, в которые всегда разыгрывалась одна и та же тройка: Туннельный трогг, Тотемный голем, Клыкарр-Шаман. Но Blizzard не остановилась на этом и дала классу еще несколько великолепных карт.
Первая – Призрачные когти, дешевое оружие Шамана с синергией с уроном от заклинаний, который в том числе можно получить с помощью силы героя. Призрачные когти позволили Шаману крайне эффективно бороться за контроль стола на ранней стадии, но, главное, изменили его колоды: теперь в них прочно укрепились Маг крови Талнос и Лазурный дракон, причем как в Мидрейндж Шамане, так и во многих сборках Агро Шамана.
Вторая карта – Портал: Водоворот, первый АоЕ ремувал без эффекта перегрузки, то есть невероятно темповый, который позволял одновременно зачистить стол и создать на нем присутствие. Еще одна новая карта Шамана великолепно сочетающаяся с уроном от заклинаний в общем и с силой героя Шамана в частности.
Две эти карты кардинальным образом изменили приоритеты класса, позволив ему обратиться к существам с уроном от заклинаний, а также обеспечив возможность зачищать любой стол с помощью комбинации двух различных АоЕ эффектов, одновременно с этим выставляя на стол бесплатное Нечто из глубин. В начале статьи отмечалось, что сила героя Шамана плохо взаимодействует с его картами, теперь всё иначе, сила героя Шамана Hearthstone стала одной из лучшей в игре, поскольку не только удешевляла Нечто из глубин, но и вынуждала противников избавляться от каждого вызванного тотема, даже если это не Тотем гнева воздуха. Противник, оставивший безобидный Тотем исцеления на столе, рисковал к следующему ходу получить несколько усиленных АоЕ эффектов, дешевые точечные ремувалы и Нечто из глубин, поскольку шанс получить Тотем гнева воздуха Шаманом возрастал до 1 к 3.
Лучше других архетипов новшества усвоил Мидрейндж Шаман, став благодаря новым картам безоговорочным лидером меты, опережающим остальных с огромным перевесом. Все исторически проигрышные матч-апы Мидрейндж Шамана улучшились благодаря новым картам, в результате всего с двумя архетипами он играл на равных или с небольшим перевесом: Контроль Воин и Темпо Маг, и лишь один архетип мог стабильно побеждать его – Фриз Маг.
Не отставал от лидера меты и Агро Шаман, который экспериментировал с Призрачными когтями и Порталом: Водоворот, но в итоге пришел к тому, что классическая сборка с Камнедробителем и Молотом Рока надежнее.
Проблема Шамана в мете Вечеринки в Каражане стала остра, как никогда, никто не мог найти управу на этот класс, его популярность и процент побед были слишком высоки. В результате Blizzard решились на очередное изменение баланса карт. Шамана они коснулись в большей степени, переработаны были Камнедробитель, Бранящийся сержант и Клыкарр-шаман. Последнее существо вскоре после изменений пропало из сборок Шамана Hearthstone, поскольку не могло больше призывать сильнейшие не базовые тотемы. Забвению предался и Агро Шаман, ключевые карты которого стали намного слабее, чем раньше. Но главного нарушителя меты – Мидрейндж Шамана – изменения практически не коснулись: Камнедробитель он перестал широко использовать еще до его переработки, заменив его на Молнию, а Клыкарру-Шаману тоже быстро нашлась замена в лице Барнса и Духа дикого волка.
Теперь Мидрейндж Шаман единолично захватил мету, став без сомнений лучшей колодой меты Вечеринки в Каражане. До следующего дополнения никто так и не смог найти ответа этому архетипу, в котором идеально было всё: кривая маны, синергия существ, сила героя, АоЕ ремувалы, точечные ремувалы. Доходило до того, что эта колода даже на профессиональной сцене умудрялась переиграть по извлекаемой выгоде Ренолоков и Контроль Воином, никакие АоЕ зачистки были не страшны Мидрейндж Шаману, поскольку сразу после них он мог сгенерировать новые угрозы. Для улучшения матч-апа с проблемными архетипами (в первую очередь с самим собой, а также с Фриз Магом и Контроль Воином) Мидрейндж Шаман включил в колоду Харрисона Джонса и Рагнароса.
У Мидрейндж Шамана было лишь две слабости. Первая – он играл от стола и от существ, но без них не мог нанести большого количества урона из руки, этим пользовался Фриз Маг, без конца примораживая стол своего противника. Вторая – отсутствие исцеления героя, что порой делало его уязвимым к агрессивным архетипам, но лишь в случаях, когда он не получал нужные карты для ранней стадии игры.
Можно отметить немного отличную от классической сборку Мидрейндж Шамана, в которой используется Сила стихий, Сила тотемов, Злая колдунья и Жажда крови. Мидрейндж Шаман на тотемах быстрее заполнял стол и мог неожиданно для противника закончить партию. В одно время можно было довольно часто встретить подобный вариант сборки, но классический всё же оставался сильнее и популярнее.
Шаман и мета Злачного города Прибамбасска: Агро Шаман, Мидрейндж Шаман, Джейд Шаман
Злачный город Прибамбасск остановил доминацию Мидрейндж Шамана, поскольку не дал ему совершенно никаких новых карт, в то время как многие другие архетипы продолжили развиваться. В частности они обзавелись новыми АоЕ эффектами, которые помогли в борьбе с Мидрейндж Шаманом, хотя из меты он и не исчез бесследно. Мидрейндж Шамана Злачного города Прибамбасска всё еще можно встретить в ладдере, он обзавелся разве что Говорящим с водой, а остальные карты не поменялись.
Новый архетип Злачного города Прибамбасска – Джейд Шаман, иначе его называют Нефритовый Шаман или Лотос Шаман. Этот архетип базируется на механике призыва Нефритовых големов, которые становятся всё сильнее и сильнее в зависимости от того, сколько раз их призвать. Колода Джейд Шамана во многом похожа на Мидрейндж Шамана, лишь новая механика дополняет ее. Подробнее о Джейд Шамане вы можете почитать в нашем гайде.
Предпринимались попытки создать обновленную колоду Н’Зот Контроль Шамана, добавив в нее Млечноокого, однако идея оказалась не слишком удачной.
Последний архетип Шамана Hearthstone никто не ожидал вновь увидеть в ближайшее время – это Агро Шаман. В Злачном городе Прибамбасске этот архетип нашел то, что было отобрано у него изменениями баланса карт, став самой сильной агрессивной колодой меты Злачного города Прибамбасска по итогам 2016 года. Во-первых, Агро Шаман обзавелся дешевыми пиратами, которые с первого хода уверенно захватывают стол, совершают выгоднейшие размены при поддержке Тотема языка пламени. Во-вторых, дешевые оружия (Призрачные когти и Нефритовые когти) помогают защищать ранних существ, а также атаковать «в лицо». В-третьих, в колоду Агро Шамана великолепно вписалась и механика призыва Нефритовых големов, несмотря на то, что высоких показателей характеристик эти существа не достигают, хватает даже и минимальных. Нефритовые големы захватывают стол и великолепно взаимодействуют с Тотемом языка пламени. В-четвертых, никуда не делись и классические Туннельный трогг и Тотемный голем, которые в течение этого года изрядно поднадоели игрокам. Все эти разноплановые механики и синергии скрепляются заклинаниями прямого урона и Порталом: Водоворот, в результате получается на удивление стабильная колода, способная набрать высокий темп, закрепиться на столе и нанести массу урона по герою противника.
Итоги развития класса
За два с лишним года существования Hearthstone Шаман прошел путь от одного из самых слабых классов игры к безусловно сильнейшему. Blizzard испробовала многие направления, в которых класс мог проявить себя: Шаман на предсмертных хрипах, Мех Шаман, Шаман на мурлоках, Малигос Шаман, Тотем Шаман, Агро Шаман, Шаман на эволюции, Шаман с синергией урона от заклинаний, Джейд Шаман. Какие-то из них были не очень успешны, а некоторые наоборот, просто фантастически популярны и сильны.
Секретом успеха Шамана Hearthstone можно назвать сильную кривую маны для ранней стадии игры. Заполучив ее, класс стал чувствовать себя крайне уверено. Важными также оказались карты, которые извлекают выгоду из негативного эффекта перегрузки, а еще неоценимы карты, взаимодействующие с силой героя или с каким-то из базовых тотемов (на данный момент с Тотемом гнева воздуха в большей степени). Шаман также силен и своей универсальностью и многофункциональностью, в его распоряжении есть оружие, взрывной урон, точечные ремувалы, АоЕ ремувалы, инструменты для набора темпа, средства заполнения стола – ни один другой класс не может похвастаться таким богатым выбором опций.
Можно отметить, что для реализации каких-то идей в Blizzard ушло слишком много времени, в результате чего сильные карты для какие-то архетипов уже ушли в Вольный режим. Это касается, например, Шамана на мурлоках, у которого нет Нептулона и Мурлока-духостранника, либо Контроль Шамана на предсмертных хрипах, лишившегося Возрождения. И эта тенденция, вероятно, продолжится в будущем, когда случится еще одна ротация Стандартного режима.
Шаман – будущее класса
Этой весной случится очередная ротация Стандартного режима, в результате три дополнения станут недоступны для использования, но вместе с этим появится и одно новое. Игроки лишатся Черной горы, Большого турнира и Лиги Исследователей. Если вы внимательно читали прошлые разделы, то поймете, как много жизненно важных карт для Шамана содержится в этих дополнениях: Тотемный голем, Разрушительные стихии, Рыцарь Громового Утеса, Туннельный трогг, Сэр Финли Мрргглтон. Сейчас трудно себе представить колоду Шамана без нескольких этих карт, особенно без Туннельного трогга и Тотемного голема. Кто-то скажет, что Blizzard добавят новые первый и второй дроп для Шамана Hearthstone и другие карты, которые компенсируют потери, но в одном дополнении будет, вероятно, всего лишь 9 новых классовых карт, в которые вряд ли сможет уместиться всё необходимое. Тем более разработчики вряд ли допустят второй раз свою ошибку, сделав кривую маны одного класса настолько сильной и великолепно синергирующей между собой. Проследив общие тенденции последних трех дополнений, можно увидеть в целом ослабление вторых дропов, никаких больше Защитниц Алекстраз, Защищенных миниботов, Одержимых ползунов, Нерубских яиц и Тотемных големов. Вероятно, подобная тенденция продолжится в будущем и Шаман не получит хорошую «двойку», а из первых дропов останутся только пираты Злачного города Прибамбасска, что, в принципе, уже неплохая основа для колоды. Потеря Сэра Финли Мрргглтона заставит все архетипы Шамана вновь обратиться к своей силе героя и игре от стола, наверняка не обойдется без Нечто из глубин. Для Агро Шамана всё вышесказанное станет тяжелым потрясением, как и для Мидрейндж Шамана, который в нынешнем виде точно не появится вновь.
Важные вопросы – захотят ли Blizzard далее развивать тематику эволюции, тотемов, мурлоков и Нефритовых големов? Появятся ли новые синергии с перегрузкой, или она снова станет крайне неповоротливой и чересчур рискованной механикой? Или нас ждет очередная новая классовая механика? Как бы то ни было, этой весной случатся крайне важные события для Шамана Hearthstone, которые изменят парадигму его развития. Это один из тех классов, которые обделены самостоятельными хорошими классическими и базовыми картами (это легко понять, обратившись к истории Шамана, которым мало кто играл на заре Hearthstone), поэтому они невероятно сильно зависят от карт дополнений. Из-за того, что с Большим турниром, Лигой исследователей, Пробуждением древних богов и Вечеринкой в Каражане Шаман получил слишком многое, в дальнейшем разработчики могут побояться давать ему хорошие карты для начальной стадии игры в частности. Это видно уже на примере Злачного города Прибамбасска, в котором из классовых карт лишь одна (Нефритовые когти) действенна на ранней стадии, хотя ситуация и компенсируется дешевыми пиратами. Но смогут ли они одни без поддержки других дешевых существ бороться за стол на начальной стадии игры?
На все вышеназванные вопросы ответить может исключительно Blizzard, а простым игрокам остается только ждать, что же случится с классом будущей весной. Будет грустно, если повторится сценарий Паладина, который после безоговорочного лидерства в мете после Пробуждения древних богов стал самым слабым и непопулярным классом. Остается надеяться, что команда разработчиков найдет новые пути для развития класса, либо найдет ключ к старым архетипам, сделав их оригинальными, интересными и конкурентоспособными.
Спасибо за внимание, счастливого праздника Зимнего покрова!
Подготовил redsnapper, отредактировала blaze, оформила Graytosse