Здравствуйте, уважаемые читатели hs-manacost.ru!

Вы читаете очередную статью об изменении классов в Hearthstone. Если вы еще не ознакомились, первый выпуск был посвящен Шаману, его вы можете прочесть здесь, второй выпуск – Магу, его вы можете найди, нажав на эту ссылку, третий выпуск – Разбойнику, прочитать его возможно на данной странице.

В этой статье речь пойдет об одном из самых обособленных и непохожих на другие классы, о Чернокнижнике. Стал он таким изначально из-за сильнейшей и необычной силы героя, а также общей концепции класса.

Эта статья – обзор класса в целом, который столь актуален сейчас в преддверии весенней ротации Стандартного режима. Эта система замещения карт была осуществлена Blizzard меньше года назад и сразу же принесла свои плоды: мета существенно изменилась, когда карты из приключения Проклятие Наксрамаса и дополнения Гоблины и Гномы канули в Лету. Вскоре кардинальные сотрясения ладдера произойдут вновь, когда закончится год Кракена и начнется новый, еще не анонсированный год, ведь в нем не найдется место для Черной горы, Большого турнира и Лиги исследователей. В этих постоянно меняющихся условиях важно понять, что представляет собой конкретный класс, какова его история и его перспективы развития, что делает его сильным, а чего ему не хватает сейчас или не будет хватать в будущем.

Сейчас, в феврале 2017, в ладдере встречается лишь один архетип класса – Ренолок, но так было не всегда, важнее и то, что так будет не всегда. Ключевой особенностью Чернокнижника является его универсальность и востребованность в любой мете, что связано с двумя концепциями его основных архетипов, которые великолепно взаимодействуют с силой героя. Еще не было момента в истории Hearthstone, когда Чернокнижник был бы забыт и непопулярен, хотя предпосылки для подобного сценария имеются уже сейчас, и уже этой весной класс может столкнуться с некоторыми трудностями. Но до настоящего момента Чернокнижник всё же остается во многом определяющим мету классом. На чем основывается эта гегемония, в каких формах она себя проявляла, и что ждет Гул’дана в будущем – важнейшие вопросы, на которые вы найдете ответы ниже.

1. Лор Чернокнижника и его влияние на классовую идентичность

Что такое лор?

Для начала следует разобраться с концепцией самого класса, пришедшей из вселенной Warcraft. Согласно ресурсу Wowhead, описание класса выглядит следующим образом: «Чернокнижники — мастера темной магии и призыва демонов. Одетые в демонические одеяния, они специализируются на наложении проклятий, нанесении урона магией огня и тьмы и призыве демонов для помощи в бою. Чернокнижники, в прошлом маги, помогают своим союзникам, призывая их к себе или используя ритуалы создания камней здоровья.
Чернокнижники располагают могущественными заклинаниями, поэтому являются грозными оппонентами в схватке. Используя комбинации из проклятий и наносящих урон заклинаний, Чернокнижники сеют хаос и разрушение в ряды врагов. Могут призывать к себе союзников с любого расстояния, используя Ритуал призыва. Способны создавать передаваемые Камни здоровья, исцеляющие заклинателя. Имеют различные проклятья, ослабляющие врагов или наносящие им урон»

Добавить к этому можно то, что класс специализируется в целом на нанесении урона, все три его ветки талантов в World of Warcraft (Колдовство, Демонология и Разрушение) по сути делают одно и то же, но разными способами. С помощью Колдовства наносится периодический урон темной магией, с помощью Разрушения – взрывной урон огнем, с помощью Демонологии призываются сильнейшие демоны, помогающие Чернокнижнику в бою. Однако такое могущество не дается Чернокнижнику просто так, знакомые с фильмом Warcraft прекрасно знают, что Гул’дан использует магию Скверны, которая крайне могущественна и сокрушительна для противников, однако она истощает самого Чернокнижника, расходуя его жизненную силу.

Не все, но многие концепции Чернокнижника из лора перекочевали и в Hearthstone. Первая и самая очевидная – использование сильнейших способностей, которые одновременно и помогают Чернокнижнику, и причиняют ему какой-либо вред. Этот вред может быть различным: нанесение урона герою (Жизнеотвод, Огненный бес), уничтожение союзных существ (Переполняющая мощь, Пламя Тьмы), сбрасывание карт (Страж ужаса, Ожог души), уничтожение кристалла маны (Зелье взрыв-кристалла, Страж Скверны), а также даже уничтожение самого героя (Лорд Джараксус) или другие необычные эффекты (Голем Анимуса, Отречение от Тьмы, Демоническая сила).

Вторая – призыв демонов. В значительном количестве только Чернокнижник может брать в свою колоду демонов, хотя есть и несколько нейтральных существ этой расы (Принц Малчезар, Иллидан Ярость Бури, Уличный фокусник). Конечно же, сама приписка этой расы ничего не значит, если с ней нет какой-то синергии, поэтому в распоряжении Чернокнижника есть несколько существ и заклинаний, которые каким-либо образом взаимодействуют только с демонами (например, Сердце демона, Чутье на демонов, Демонический гнев, Зелье кровавой ярости, Жертвенный договор). Третья концепция, позаимствованная из лора персонажа – кража жизненной силы противника и других существ, выраженная лишь в нескольких картах класса: Жертвенный договор, Госпожа Боли, Похищение жизни и Вытягивание души.

Другие особенности класса выражены не так ярко в Hearthstone, в отличие от вселенной World of Warcraft. Так проклятия и наносящие периодический урон способности в целом трудно реализуемы в карточной игре, подобная механика была бы слишком трудной для понимания и неочевидной, лишь несколько карт используют нечто похожие на это: Проклятие Рафаама и Порча. Та же самая история и с призывом союзников, их перемещения и исцеления Камнями здоровья, которые пока что нашли какую-то реализацию только в непопулярном Портале призыва.

Обобщив, можно выделить следующие ключевые особенности классовой идентичности Чернокнижника, существующие благодаря лору класса:

  • Использование магии тьмы и магии огня
  • Синергия демонов
  • Многие способности наносят урон самому Чернокнижнику
  • Многие способности наносят урон или уничтожают союзных существ
  • Уникальная механика сброса карт
  • Механика похищения здоровья у персонажей и передача его Чернокнижнику
  • Слабо выраженная механика проклятий, то есть периодически наносящих урон (или другой эффект) заклинаний

UP (1) Наверх Кнопка

2. Сила героя Чернокнижника

Жизнеотвод – одна из немногих сил героя, которая никак не влияет на стол. Расходуя 2 кристалла маны, вы не можете убить вражеских существ или призвать своих, в результате существенно отстаете по темпу, гораздо значительнее, чем, например, Маг, Разбойник, Друид или Шаман. Более того, вы теряете и две единицы здоровья, что является прекрасной иллюстрацией классовой особенности Чернокнижника, который жертвует своими жизненными силами, чтобы получить значительное преимущество в другом аспекте. Так Чернокнижник теряет сразу два ресурса (здоровье и ману), когда использует Жизнеотвод, однако полученное преимущество – добор карты – полностью компенсирует данные затраты.

Так сила героя решает одну из главных проблем любого архетипа в Hearthstone: недостаток перебора колоды. Жизнеотвод полностью компенсирует этот параметр, позволяя Чернокнижнику в сборке сконцентрироваться на других аспектах колоды, не занимая ее механикой добора. Поэтому 30 карт в колоде Чернокнижника могут выполнять другую функцию, а с их перебором полностью справится сила героя. Так намного выше будет суммарная извлекаемая выгода из колоды, а также и скорость, с которой эту выгоду можно извлечь.

Чаще всего именно Чернокнижник будет впереди по количеству разыгранных карт и по их количеству в руке, что обуславливает сразу несколько особенностей класса. Во-первых, Чернокнижник не может играть до усталости, поскольку чаще всего она наступит значительно быстрее, чем у его оппонента. Поэтому партии необходимо завершить раньше, чем закончатся карты в колоде, нет возможности играть исключительно реактивно, всегда должен быть какой-то конкретный способ победить (комбинация или давление существ). Во-вторых, Чернокнижник часто будет обладать большим количеством опций и вариантов действий, а также возможностью постоянно поддерживать количество карт в руке.

С другой стороны, все недостатки своей силы героя Чернокнижник часто может обернуть себе на пользу, либо свести их к минимуму. Агрессивный архетип – Зоолок – совершенно не беспокоится о своем здоровье, ведь действует с позиции силы и борется за контроль стола, поэтому Жизнеотвод только мешает ему набирать темп, в результате до 6-7 хода Зоолок редко его использует, а затем кристаллов маны становится так много, что силу героя возможно применять каждый ход, а также разыгрывать все необходимые карты.

Контроль архетипы Чернокнижника (Ренолок, Малигос Чернокнижник, Хендлок) компенсируют отставание в темпе из-за использования Жизнеотвода с помощью массы карт, помогающих перевернуть игровую ситуацию и сдержать давление противника (сильные провокации, АоЕ эффекты, точечные ремувалы). Постоянное уменьшение количества здоровья может быть либо абсолютно выгодным для Чернокнижника (в случае с классическим Хендлоком, который, обладая 10 единицами здоровья или ниже, мог совершать крайне темповые и выгодные ходы), либо незначительно вредным из-за обилия защитных механик (провокаций и исцеления).

Важно то, что специфика Жизнеотвода предрасполагает Чернокнижника лишь к двум диаметрально противоположным архетипам: контроль и агро, так как они разными способами адаптируются к недостаткам силы героя и других особенностей классовых карт. А вот как таковых Мидрейндж Чернокнижников практически никогда не было (встречались, однако, утяжеленные версии Зоолока), поскольку Жизнеотвод не предрасполагает к успешной реализации этой стратегии.

UP (1) Наверх Кнопка

3. Базовый набор Чернокнижника

В базовом наборе Чернокнижника отчетливо видны все отмеченные в разделе влияния лора персонажа на его идентичность особенности. Здесь есть и первые демоны, а также худо-бедно синергирующий с ними Жертвенный договор. Ожог души знакомит новичка с механикой сброса карт, а Адское пламя и Жуткий инфернал демонстрируют то, что сильные эффекты могут воздействовать не только на вражеских персонажей, но и на союзных.

В целом в базовом наборе есть лишь одна карта, подходящая для большинства архетипов Чернокнижника, и то не на постоянной основе, а в качестве опционального выбора. Речь идет о Лике тлена, бесспорно, хорошей и гибкой карты потому, что Чернокнижнику часто трудно сделать «пинг», то есть нанести небольшое количество урона, дабы добить вражеское существо, тем более это заклинание обеспечивает дополнительный дешевый источник перебора колоды, почти никогда не лишний даже Чернокнижнику. Несмотря на то, что Лик тлена – во всем хорошая карта, часто ей элементарно не хватает места в сборках класса, тем более Чернокнижники редко используют существ с уроном от заклинаний, так как этих самых заклинаний, наносящих урон, у них немного.

Остальные же карты хорошо вписываются только в какой-то один архетип, медленный или быстрый. Ожог души (уже после ослабления), Демон Бездны – великолепные карты только для Зоолока. Адское пламя, Стрела Тьмы – хорошие карты для медленных архетипов. Пожалуй, именно эта четверка, а также Лик тлена и являются каким-никаким базисом для будущих архетипов класса. Другие существа и заклинания редко находили место в лучших колодах ладдера, можно выделить лишь то, что Порчу и Жуткого инфернала иногда использовались контроль Чернокнижниками, и то на уровне карты-диковинки, призванной удивить оппонента.

Можно отметить преобладающее количество дешевых карт, а также заклинаний в базовом наборе Чернокнижника. Никаких новшеств и механик, уже не отмеченных в разделе о лоре персонажа, в этом наборе карт нет.

UP (1) Наверх Кнопка

4. Классический набор Чернокнижника

Демоны в классическом наборе Чернокнижника

В классическом наборе Чернокнижника сразу в глаза бросаются демоны, коих крайне много. С каждым из них разобраться стоит по отдельности.

Кровавый бес – до своего ослабления, еще во времена бета-теста это существо было невероятно сильным, однако после безжалостного нерфа оказалось, пожалуй, одним из самых слабых демонов в игре, а, может быть, даже одним из самых слабых существ в игре.

Огненный бес – эта карта тоже не всегда была такой, как сейчас, однако окончательная версия карты сложилась еще до 2014 года, поэтому упоминать о них можно лишь вскользь. Огненный бес – отличный первый ход для Зоолока, помогающий ему рано захватить стол и выгодно размениваться с противниками. Этот боевой клич не так серьезно вредит агрессивным архетипам Чернокнижника, особенно на ранней стадии игры, в результате этот первый дроп всегда включался и будет включаться в сборки Зоолока. Хотя следует отметить, что иногда лишь в количестве одной копии.

Страж Скверны – еще одно сильнейшее существо за свою стоимость, эквивалентное Щитоносцу Сен’джин, но за 3 кристалла маны. К сожалению, негативный эффект карты – уничтожение кристалла маны Чернокнижника (уникальный эффект для класса) – слишком плох и влечет за собой существенное отставание в темпе и возможностях распоряжения своими ресурсами, особенно если разыграть Стража Скверны на третий ход.

Ужастень Бездны – карта призвана взаимодействовать с Переполняющей мощью, дабы после «съесть» усиленное существо и получить высокие характеристики. Однако до Пробуждения древних богов такого Ужастеня Бездны легко было уничтожить Железноклювом или Опытным охотником, которые были крайне популярны в ладдере. А после этого дополнения появился Безликий шаркун, который намного лучше взаимодействует с Переполняющей мощью, чем этот демон.

Владыка преисподней – казалось бы, если Огненный бес был так хорош, то по аналогии с ним и Владыка преисподней должен быть отличным выбором для Зоолока. Однако четвертый дроп – совсем не то же самое, что и первый, к четвертому ходу Чернокнижнику хотелось бы повлиять на стол значительнее, чем позволяет это существо 5/6. Тем более и потери здоровья становятся серьезнее, 5 единиц – уже намного более значительная цифра, тем более, придержать в руке Владыку преисподней и не разыграть его в критической ситуации труднее, чем Огненного беса.

Страж ужаса – один из сильнейших демонов не только в классическом наборе, но и в игре в целом. Негативный эффект этого пятого дропа практически всегда можно было избежать, либо частично обратить его на пользу Зоолока. В ситуациях, когда сделать это было невозможно (мета Пробуждения древних богов, когда ушел Призыватель бездны, но еще не появились Посудный голем, Бес Малчезара), большей популярностью пользовался Лирой Дженкинс и Ожоги души, которыми можно было закончить партию.

Лорд Джараксус – последний демон классического набора является одной из самых необычных, эффектных и запоминающихся карт в Hearthstone. Этот демон отлично вписывается в медленные архетипы Чернокнижника, но не во всех ситуациях, зачастую у класса были другие способы победить, иногда же 15 единиц здоровья было крайне мало, и агрессивные оппоненты запросто уничтожали Лорда Джараксуса с помощью взрывного урона из руки. Действительно, этого демона трудно разыграть правильно, поскольку это одна из самых не темповых карт в игре, за 9 кристаллов маны вы в этот же ход не делаете практически ничего, получаете максимум в 15 единиц здоровья, но и невероятный потенциал далее, выраженный в новой силе героя. В итоге Лорд Джараксус силен в самых медленных противостояниях, коих Чернокнижник встречал не столь часто в мете Hearthstone.

Прочие карты в классическом наборе Чернокнижника

Помимо демонов, в классическом наборе Чернокнижника есть заклинания, а также одно другое существо – Портал призыва. О Портале призыва уже было сказано выше, к сожалению, это не самое удачное существо, созданное, скорее как дань лору Чернокнижника, а не как что-то серьезное.

Остальные карты – заклинания, не все из них удачны, особенно те, что основаны на синергии с демонами (Демонический огонь и Чутье на демонов) просто потому, что другие инструменты Чернокнижника могут делать то же самое, только эффективнее и не только с демонами. Важнейшее заклинание – Переполняющая мощь, которое не всегда находило место в лучших колодах Зоолока, конкурируя с Ожогом души, так и в колодах Контроль Чернокнижников, поскольку те не всегда использовали комбинацию с Лироем Дженкинсом, Переполняющей мощью и Безликим манипулятором, которая наносит 20 единиц урона с пустого стола. Но в любом случае Переполняющая мощь часто появляется в колодах класса благодаря своей универсальности и гибкости в сочетании с потенциалом совершения неожиданных действий.

Пламя Тьмы и Вытягивание души – карты исключительно для медленных Чернокнижников, но зато используются они практически всегда, являясь основой Хендлока и Ренолока, как универсальные АоЕ и точечные ремувалы. Бич судьбы – интереснейшая карта, сила которой зависит от коллекции демонов в текущий момент времени. Пока что был лишь незначительный временной промежуток, когда с большей вероятностью Бич судьбы призывал хорошего демона, тогда-то это заклинание находило место в некоторых сборках (важно, что до 31 марта 2015 года заклинание работало некорректно, призывая лишь 6 демонов, а не всех доступных в коллекции).

И, наконец, Круговерть Пустоты – ультимативный АоЕ ремувал, который засиял лишь с появлением Ренолока, а также после ротации Стандартного режима 2016 года, когда из игры ушли многие липкие существа, в результате чего Круговерть Пустоты зачищала любой стол, не оставляя на нем нескольких существ, появившихся после срабатывания предсмертного хрипа.

В результате по итогам обзора классовых классических карт Чернокнижника можно отметить то, что класс по большей части ориентируется на существ, чем на заклинания, несмотря на то, что последних в коллекции достаточное количество. Большая их часть, к сожалению, слишком ситуативна и используется редко, особенно в колодах Зоолока, хотя и в случае с Ренолоком наблюдается недостаток хороших заклинаний в условиях, когда использовать можно лишь одну их копию.

Нейтральные карты классического набора для Зоолока

Классический набор содержит массу нейтральных карт, хорошо вписывающихся в колоды Чернокнижника, хотя агрессивный и медленный архетипы используют чаще различных существ.

Нейтральные карты классического набора для Ренолока

UP (1) Наверх Кнопка

5. Чернокнижник и мета классического Hearthstone

23.01.2014-22.07.2014

  1. Чернокнижник на мурлоках
  2. Зоолок
  3. Хендлок
Классический Hearhstone

Первым агрессивным архетипом Чернокнижника по праву считается Чернокнижник на мурлоках, это крайне быстрая колода, стремящаяся закончить игру в короткие сроки с помощью засорения стола мелкими существами, их усилением и взрывным уроном из руки, представленным Ожогом души, Переполняющей мощью и существами с рывком. Еще до своего ослабления Кровавый бес великолепно вписывался в этот архетип, способный с первых ходов заполонить стол мелкими существами, которые в перспективе становились опасными благодаря и Мурлоку-полководцу, Вайш’ирскому провидцу, а иногда и Лидеру рейда. Некоторые сборки включали Стрелу Тьмы и даже Вытягивание души и Адское пламя. Для улучшения зеркальных поединков мог использоваться Голодный краб.

Чернокнижник на мурлоках хоть и имел потенциал восполнения ресурсов на средней стадии игры, часто им не пользовался, поскольку партии заканчивались либо его победой, либо поражением. Колода была невероятно быстрой, действующей по принципу «победа или смерть» в первые два-три хода.

5.1 Чернокнижник на мурлоках

Колода Чернокнижника на мурлоках

Настоящую революцию в агрессивных колодах Чернокнижника совершил игрок, известный как «Father of Zoolock» (отец Зоолока), а также основатель организации Tempo Storm, мета-отчеты которой вы можете найти на сайте, – Reynad. Именно он в феврале 2014 года выложил видео с описанием и комментариями придуманной им колоды Зоолока, которая отличается принципиально новым игровым стилем. Посмотреть знаменитое видео вы можете ниже.

Видео гайд по первой колоде Зоолока от Reynad

Происхождение термина 'Зоолок'

Зоолок – агрессивная колода класса, как и Чернокнижник на мурлоках, однако разыгрываемые на ранней стадии игры существа используются не только для атаки по вражескому герою, но так же и для выгодных разменов. В результате Зоолок может продолжать игру гораздо дольше, чем Чернокнижник на мурлоках, так полноценно раскрывается Жизнеотвод, позволяющий восполнять ресурсы и продолжать давление на средней и поздней стадиях игры.

5.2 Зоолок

Колода первого в мире Зоолока от Reynad

Уже в первые дни своего создания Зоолок показывал впечатляющие результаты в ладдере, он был крайне дешев (нет эпических и легендарных карт), но в то же время эффективен и относительно прост в использовании. Существ с божественным щитом было непросто убить, тем более в колоде уже тогда были всевозможные темповые механики, усиливающие разыгранных ранее существ, либо другим образом моментально воздействующие на стол, например, с помощью рывка или нанесения взрывного урона бесплатно (Ожог души).

Конечно, на этом Зоолок не остановился, в течение всего периода классического Hearthstone многие экспериментировали с придуманным Reynad’ом архетипом. К началу выхода Проклятия Наксарамаса чаще вы могли встретить уже такого гораздо более привычного Зоолока без Щитоносцев, чрезмерно жадных Командиров Авангарда, зато с гибкими Железноклювом и Бранящимся сержантом, а также с Дворфом Черного Железа. Вместе с тем Зоолок уже тогда стал непростой колодой с точки зрения правильного позиционирования существ, поскольку включал в себя Вожака лютых волков и Защитника Аргуса, подробнее об этом игровом аспекте вы сможете прочитать здесь.

5.2.2 Колода Зоолока от Forsen

Колода Зоолока от Forsen

Параллельно с агрессивными версиями Чернокнижника появляется и принципиально другой архетип – Хендлок.

Происхождение термина 'Хендлок'
Комбинация Хендлока

Это медленный, дорогой и сложный контроль архетип, доступный лишь обладателям внушительной коллекции карт. В первые ходы Хендлок предпочитает играть пассивно, используя лишь силу героя, хотя ему доступны и некоторые защитные опции (комбинации Древнего дозорного и Заступницы син’дорай или Железноклюва, Ожог души, Лик тлена, Служитель земли). К четвертому ходу Хендлок стремится выставить Горного великана или Сумеречного дракона, далее наделить их и Огненных великанов, если противник уже успел опустить здоровье Чернокнижника до низкого значения, провокацией. Еще один способ переворота игровой ситуации – масса АоЕ эффектов.

В качестве финишера могут выступать так же комбинация стоящего тогда лишь 4 кристалла маны Лироя Дженкинса, Переполняющей мощи и Безликого манипулятора, которые наносят 20 единиц урона за 10 кристаллов маны, разыгранные после Алекстразы, либо Лорд Джараксус. Помогает нанести дополнительные 4 единицы урона и Ожог души, стоящий 0 кристаллов маны.

5.3 Колода Хендлока от Twisted

Колода Хендлока от Twisted

UP (1) Наверх Кнопка

6. Чернокнижник и мета Проклятия Наксарамаса

23.07.2014-09.12.2014

  1. Зоолок
  2. Хендлок

Дополнительная информация

Пожалуй, никто не получил в Проклятии Наксарамаса больше отличных карт, чем Зоолок. Классовая карта – Призыватель Бездны – нестабильная, но очень сильная липкая и потенциально выгоднейшая карта. Высок шанс, что после активации предсмертного хрипа Призывателя Бездны появится Страж ужаса или любой другой демон, который обычно обладает неудобным для Чернокнижника боевым кличем, теперь же есть шанс этого избежать. За всю историю Hearthstone только Призыватель Бездны давал по-настоящему сильную синергию демонов, именно благодаря ему демоны Чернокнижника были сильны, хотя апогея своей силы они еще не достигли, поэтому порой их не использовали в лучших сборках класса.

Одним Призывателем Бездны дело, конечно же, не ограничивается. Зоолок получает сильнейшие нейтральные карты: Могильщика, Одержимого ползуна, Нерубское яйцо. В будущем Зоолоки дойдут до использования Лотхиба, поняв силу этого пятого дропа, но пока что и без него архетип показывает хорошие результаты. Помимо того, что три существа отлично взаимодействуют между собой – Могильщик усиливается от других существ с предсмертным хрипом – они хороши и сами по себе, поскольку обеспечивают стол Чернокнижника липкостью. Это важно не только потому, что многими АоЕ эффектами у противников не получится уничтожить весь стол Зоолока, но и потому, что многие карты, усиливающие существ на столе, станут гораздо опаснее, для них с большей вероятностью найдется цель.

Защитник Аргуса, Дворф Черного Железа, Бранящийся сержант, Переполняющая мощь, Вожак лютых волков – все эти карты стали намного сильнее, поскольку их намного проще реализовать максимально эффективно. Еще одна усилившаяся карта – Жонглер кинжалами, так же хорошо синергирующий с предсмертными хрипами, особенно с Одержимым ползуном. А еще чаще стал встречаться Ужасень бездны, которым удобно «разбивать» Нерубские яйца.

Первые сборки Зоолока после Проклятия Наксарамаса были полны экспериментов, порой в них использовались даже пара Сталагг и Фойген, Мексна, Тень Наксарамаса. Но через какое-то время оптимальной сборкой Зоолока стала версия, похожая на колоду Xixo, представленная ниже.

6.1 Колода Зоолока от Xixo

Колода Зоолока от Xixo

Можно заметить крутой поворот в развитии Зоолока, который до Проклятия Наксарамаса использовал существ с божественными щитами, так же в какой-то степени липких, хорошо работающих с усилениями характеристик, но всё же более уязвимых к АоЕ эффектам, минорным АоЕ эффектам. Существа с предсмертным хрипом же лишены многих этих недостатков, с ними крайне трудно совладать, а стол Зоолока порой и вовсе невозможно зачистить. А присутствие на столе – порой единственное, что необходимо для этого архетипа. Сам за себя говорит тот факт, что Зоолока в своем лайн-апе использовал Firebat – чемпион мира по Hearthstone в 2014 году как раз в эпоху меты Проклятия Наксарамаса.

6.1.1 Колода Зоолока от Firebat

Колода Зоолока от Firebat, которую он использовал на BlizzCon 2014

На фоне всё возрастающей славы Зоолока пытается найти свое место и Хендлок. Здесь важно отметить ослабления Лироя Дженкинса, которое случилось вскоре после выхода Проклятия Наксарамаса – 22 сентября 2014 года.

Обновленная комбинация Хендлока

В результате комбинация Лироя Дженкинса, Переполняющей мощи и Безликого манипулятора стала стоить 11 кристаллов маны, то есть использовать ее в те времена было практически невозможно. Конечно, возможна была комбинация Чародейского голема, двух копий Переполняющей мощи и Безликого манипулятора, которая за 10 кристаллов маны наносила 24 единицы урона, но немногие Хендлоки тогда прибегали к ней из-за слишком больших затрат ресурсов.

Более того, агрессивная мета требовала адаптации сборок и стратегий, в результате от комбинаций многие стали отказываться, предпочитая ей другие способы победить: извлечение огромного количества выгоды, сильнейшие существа с провокациями, Лорд Джараксус. Всего лишь две карты Проклятия Наксарамаса вошли на постоянной основе в сборки Хендлока: Изрыгатель слизи и Лотхиб. Зато вплоть до весны 2016 года эта пара не покидала колоды архетипа.

6.2 Колода Хендлока от Ekop

Колода Хендлока от Ekop

В последние дни перед выходом Гоблинов и Гномов, а точнее 4 декабря 2014 года, Blizzard реализовали очередное изменение баланса карт, по итогам которого Чернокнижники лишились сильнейшего Ожога души.

После столь кардинального изменения заклинания все архетипы класса отказались от него. И если Зоолок просто заменил Ожог души двумя копиями Переполняющей мощи, несомненно, тоже потеряв часть потенциала наращивания темпа, то Хендлок пострадал серьезнее. Для борьбы на ранней стадии игры всё чаще этот архетип использует Вкусного зомби.

UP (1) Наверх Кнопка

7. Чернокнижник и мета Гоблинов и Гномов

09.12.2014-02.04.2015

  1. Зоолок
  2. Хендлок
  3. Демонлок
  4. Экспериментальные архетипы

Дополнительная информация

Гоблины и Гномы тоже принесли Чернокнижнику обилие интересных и эффективных карт. Пожалуй, универсальная и сильнейшая – Бес-пощадный взрыв, которая вписывалась как в колоды Зоолока, так и другие медленные архетипы. Отлично взаимодействовал с этим заклинанием Мал’Ганис. Он не так хорош сам по себе из-за своей высокой стоимости и уязвимости к большинству точечных ремувалов, однако Призыватель Бездны и Бес-пощадный взрыв делали хорошим это легендарное существо.

Еще одна отличная классовая карта – Темная бомба. Конечно, в сравнении с Ледяной стрелой или еще не появившейся Скорострельностью Темная бомба проигрывает, однако это является отличным примером разнообразия классов. Чернокнижнику всегда не хватало точечных заклинаний прямого урона, которые бы помогли избавиться от опасного существа или добить что-то крупное после АоЕ эффекта, поэтому Темная бомба великолепно вписалась в колоды Хендлока, а в будущем ей нашли и другое применение еще нераскрытые архетипы Чернокнижника.

Остальные полученные классовые карты не так впечатляют: Госпожа боли ни в какое сравнение не шла с вторыми дропами из Проклятия Наксарамаса, Пушка скверны – отличное существо для Мех Чернокнижника, однако этот архетип не был так силен, как Мех Шаман, Мех Маг или классический Зоолок. Парящий страж и Сердце демона – карты исключительно для Демонлока, хотя без них архетип показывал более стабильные результаты. Голем Анимуса – сущее недоразумение, которое можно назвать одной из самых слабых карт в Hearthstone за всю историю.

Интересные новые общие карты – Древний исцелятор, быстро вписавшийся в медленные колоды Чернокнижника, а также пара Доктор Бум и Пилотируемый крошшер – они хороши для всех, Гул’дан не стал исключением.

Вместе с Гоблинами и Гномами начинаются и серьезные изменения позиций архетипов Чернокнижника. Некогда великий и ужасный Зоолок становится слабее, что связано с ситуацией в мете, а также с еще одним изменением баланса карт от 29 января 2015 года, которое затронуло только Могильщика. Впрочем, Зоолок оправился от удара быстро, поскольку в его распоряжении были и другие хорошие ранние карты.

7.1 Колода Зоолока

Колода Зоолока

Классический Хендлок обзавелся несколькими новыми картами, которые сделали его сильнее, но не настолько, чтобы доминировать в ладдере. Впрочем, объяснением этому служит скорее дороговизна и сложность колоды, а не ее слабость. На турнирах, например, многие игроки приносят именно Хендлока во времена меты Гоблинов и Гномов, например, Lifecoach.

7.2 Колода Хендлока от Lifecoach

Колода Хендлока от Lifecoach

Появляется и принципиально новый архетип – Демонлок. Идея, конечно же, не так нова, однако только после Гоблинов и Гномов впервые удается создать стабильную колоду с синергией демонов. Трудно определить, к какому именно типу колод относится Демон Чернокнижник: контроль или даже мидрейндж, тем более сборки существенно рознились между собой, в каких-то было больше быстрых карт, как у Зоолока, в каких-то медленных, как у Хендлока.

Изобретателем колоды считается Justsaiyan. Основная ее идея – синергия сильнейших демонов с Призывателем Бездны, а также обилие гибких и сильных инструментов как для ранней, так и для поздней стадий игры, в результате Демонлок отлично борется с большинством противников, играя либо от защиты, либо от нападения в зависимости от матча.

7.3 Колода Демонлока от Justsaiyan

Колода Демонлока от Justsaiyan

7.3.1 Колода Демонлока от Magicamy

Колода Демонлока от Magicamy

Вместе с Гоблинами и Гномами в игре становится действительно большой набор карт в коллекциях игроков, результатом становятся и интереснейшие сборки. Высокой популярности они не получили, но и их можно отметить как экспериментальные архетипы.

Гибрид Чернокнижник от Kolento

Демон Хендлок от Gaara

Зоолок с Хобгоблином от Noxious

UP (1) Наверх Кнопка

8. Чернокнижник и мета Черной горы

02.04.2015 – 24.08.2015

  1. Зоолок
  2. Демонлок
  3. Хендлок
  4. Малигос Чернокнижник

Дополнительная информация'

С Черной горой Чернокнижник получил две карты. Первая – Главарь банды бесов – сильнейший третий дроп, которого так не хватало Зоолоку на протяжении всей истории игры. Мало того, что это существо невероятно выгодно по своим характеристикам, оно липкое и трудно убиваемое, так оно еще и является демоном, то есть может синергировать с массой уже выпущенных карт.

Вторая карта Чернокнижника – Демонический гнев – тоже нацелена на синергию с демонами, однако место в лучших колодах не нашла сразу после своего появления, потребуется чуть меньше года, чтобы этот АоЕ эффект закрепился как обязательная карта в еще недоступном для игры архетипе. Единственная полезная нейтральная карта для класса – Император Тауриссан, этот дворф сделал действительно многое для Чернокнижника. Во-первых, вновь позволил использовать комбинацию с Лироем Дженкинсом, недоступную ранее из-за своей дороговизны.

Обновленная комбинация Хендлока

Во-вторых, создал новую ОТК комбинацию и, как следствие, новый архетип, подробнее о котором вы сможете прочитать ниже.

Зоолок с энтузиазмом воспринял новый третий дроп, который позволил ему избавиться от не столь эффективного Уборочного голема. Первые Зоолоки после открытия Черной горы мало чем отличались от старых, однако в дальнейшем архетип серьезно изменится.

8.1. Колода Зоолока от Ardalion

Колода Зоолока от Ardalion

В предыдущем разделе речь шла о Демонлоке – новом архетипе как с агрессивными элементами, так и с контроль и мидрейндж составляющей. Постепенно Демонлок и Зоолок стали сливаться воедино, образовав архетип Демон Зоолока, либо в будущем просто Зоолока, поскольку добавление в сборку Призывателей Бездны, Стражей ужаса, Доктора Бума и Мал’Ганиса стало обязательным. Архетип стал заметно тяжелее с новой синергией демонов, однако это и позволило ему увереннее чувствовать себе в мете после выхода Черной горы, а в дальнейшем подобный Зоолок и вовсе станет одним из сильнейших архетипов в игре.

8.1.2 Колода Зоолока от Tempo Storm

Колода Зоолока от Tempo Storm

Несмотря на постепенное слияние Зоолока и Демонлока, последние в близком к первоначальному состоянию частично останутся в мете. Их успех будет обусловлен наличием АоЕ эффектов, полезных против нового грозного противника – Патрон Воина, а также крайне сильным стал Бич судьбы, поскольку хороших демонов в коллекции становится значительно больше, чем плохих.

8.2 Колода Демонлока от Amaz

Колода Демонлока от Amaz

Хендлоки получили лишь одну новую карту в свое распоряжение – Императора Тауриссана. И несмотря на то, что он позволил вновь использовать комбинацию с Лироем Дженкинсом, далеко не все обратились к этой возможности. Император Тауриссан хорош в Хендлоке и сам по себе благодаря большому количеству карт в руке Чернокнижника, которые он может удешевить, позволяя последнему совершать неожиданные, темповые и выгодные ходы.

Мета сильно изменилась с приходом Патрон Воина, в результате Хендлок стал заметнее в ладдере, ведь большое количество защитных механик, провокаций, исцеления и АоЕ эффектов делают поединок с Патрон Воином благоприятным, хотя и не столь простым, ибо против хорошего Патрон Воина легко не было никому, настолько этот архетип был силен.

8.3 Колода Хендлока от Tempo Storm

Колода Хендлока от Tempo Storm

Уже было сказано выше, что Император Тауриссан дал возможность для реализации нового архетипа класса, и имя ему – Малигос Чернокнижник. Колода во многом напоминает классического Хендлока, однако не использует Огненных великанов и Горных великанов, а также некоторые другие карты. Зато на их месте появляются точечные заклинания, наносящие в комбинации с Малигосом огромное количество урона, которого часто будет хватать для завершения игры

Комбинация Малигос Чернокнижника

Вместе с тем из Черной горы отлично в колоду вписались и Губители Крыла Тьмы и Главари банды бесов. Также можно отметить и две копии Вкусных зомби, которые помогают бороться с ранней агрессией. Таким образом, Малигос Чернокнижник становится достаточно необычным и уникальным архетипом класса, который просуществовал всего лишь один год.

8.4 Колода Малигос Чернокнижника от Neviilz

Колода Малигос Чернокнижника от Neviilz

8.4.2 Колода Малигос Чернокнижника от Justsaiyan и Waffster

Колода Малигос Чернокнижника от Justsaiyan и Waffster

UP (1) Наверх Кнопка

9. Чернокнижник и мета Большого турнира

24.08.2015 – 13.11.2015

  1. Зоолок
  2. Хендлок
  3. Малигос Чернокнижник

Дополнительная информация

Взглянув на карты Большого турнира, которые получил Чернокнижник, становится немного грустно. 9 классовых карт так никогда и не находили и, вероятно, уже не найдут места в лучших колодах ладдера, хотя впервые появляется новая тенденция в философии класса, чего ранее вовсе не наблюдалось, в отличие от других классов.

Карты Большого турнира привнесли синергию сброса карт, ранее эта механика была сугубо негативной, теперь же разработчики дают для игроков некоторые бонусы, пока что не очень существенные, но всё еще впереди. Первые подобные карты – Малый рыцарь зла и Кулак Джараксуса. Добавьте к ним несколько слабых демонов и другие, мягко говоря, странные карты (Демоническая сила, Вилфред Непопамс, Темная сделка), и вы получите все классовые карты Чернокнижника в Большом турнире.

Среди общих карт ситуация не сильно лучше. Отметить можно разве что Гормока, который изредка использовался специально созданными под него Зоолоками, которые акцентировались на засорении стола, а также Сумеречного стража, который впишется только в Малигос Чернокнижника. Еще можно сказать про Продавца закусок, который лишь чуть меньше, чем через год найдет место в колодах Чернокнижника как замена Древнему исцелятору.

В условиях отсутствия новых хороших карт архетипы Чернокнижника остаются практически без изменений, но им приходится отвечать на нового лидера меты – Секрет Паладина, именно новая мета стала фактором эволюции сборок Чернокнижника, которая не в значительной степени имела место в то время.

Колода Зоолока
Колода Хендлока
Колода Малигос Чернокнижника

UP (1) Наверх Кнопка

10. Чернокнижник и мета Лиги исследователей

13.11.2015 – 27.04.2016

  1. Ренолок
  2. Зоолок
  3. Малигос Чернокнижник

Дополнительная информация

В отличие от предыдущего дополнения Лига исследователей сделала очень многое для Hearthstone в целом и для Чернокнижника в частности. Хотя среди классовых карт можно хорошо оценить лишь одну – Черного археолога. Этот второй дроп сразу же вписался во все архетипы класса благодаря своей гибкости, эффекту неожиданности и извлекаемой выгоде. Искательница Реликвария – карта для Зоолока, ориентированного на засорение стола, как и ранее Гормок, впрочем, в отличие от последнего, Искательница Реликвария так и не нашла места в сборках архетипа из-за ситуативности и слишком сложного условия активации своего боевого клича, ведь с наличием 6 союзных существ на столе партия и так будет, вероятнее, за Зоолоком, и никакие 5/5 за 1 кристалл маны не нужны.

Больше интересных существ Чернокнижник получил в списке нейтральных карт Лиги исследователей. Бранн Бронзобород – универсальная легендарная карта, хорошо вписывающаяся как в колоды Зоолока, усиливая Бранящего сержанта, Черного археолога, Защитника Аргуса, Дворфа Черного Железа и другие карты, так и в медленные архетипы класса, усиливая того же Черного археолога, Служителя земли, Древнего исцелятора и многие другие карты. Рено Джексон – невероятно сильная карта, которая стала основой нового архетипа Ренолока, существующего до сих пор.

По сути Ренолок – вариация Хендлока, лишенная стабильности из-за отсутствия двух копий великанов, Сумеречного дракона и АоЕ ремувалов, однако взамен Ренолок получает возможность исцеления, в которой все медленные архетипы класса нуждаются.

Рено Джексон – общая карта, однако именно для Чернокнижника он подошел лучше всех благодаря Жизнеотводу и большому количеству карт, выполняющих схожие функции. Последний фактор очень важен, поскольку, например, отсутствие значительного количества АоЕ эффектов крайне плохо сказывалось на стабильности, у Чернокнижника же их уже тогда было четыре (Демонический гнев, Адское пламя, Пламя Тьмы, Круговерть Пустоты), в результате чего архетип не так заметно лишался стабильности.

Важно отметить то, что архетип напрямую зависит от размера коллекции карт, доступной в данный момент для класса. Чем больше хороших существ и заклинаний в коллекции, тем лучше будет и колода, созданная из одной копии каждой карты. К моменту выхода Лиги исследователей хороших инструментов для Ренолока было много, в результате и сборки можно было создавать достаточно сильные. Первые создатели Ренолока вдохновлялись Стлаггом и Фойгеном, считая, что эта пара великолепно впишется в новую колоду.

10.1 Колода Ренолока

Одна из первых колод Ренолока

Однако вскоре выяснилось, что идея не столь удачна, и Ренолоки начали искать другие способы победы. Вспомнились и старые чертежи, а именно ОТК комбинация с Лироем Дженкинсом, вновь доступная благодаря Императору Тауриссану. Вскоре большинство Ренолоков в игре начали использовать три необходимые для ОТК-комбо карты, в остальном сборки могли варьироваться, хотя и не значительно из-за безусловной силы многих карт, конкурировать с которыми было трудно. Можно отметить, что в мете Лиги исследователей Ренолоки полностью вытеснили Хендлоков из ладдера.

10.1.2 Колода Ренолока

Колода Ренолока от Tempo Storm

Никуда не пропали и Зоолоки, наоборот, в Лиге исследователей именно агрессивный архетип был доминирующим среди класса. Несмотря на популярность Зоолока с демонами, существовала и альтернативная более легкая сборка с ориентацией на заспам стола. Новая карта для архетипа – Черный археолог, безоговорочно включающаяся в любую сборку, также экспериментировали и с Бранном Бронзобородом. Появляется и не новый, но по крайней мере не распространенный ранее вид Зоолока – Агро или Фейс Зоолок, отличающийся большим упором на нанесение урона «в лицо».

10.2 Колода Агро Зоолока

Колода Агро Зоолока

10.3.1 Колода Зоолока

Колода Зоолока

10.3.2 Колода Зоолока от Tempo Storm

Колода Зоолока от Tempo Storm

Малигос Чернокнижник в новом дополнении получил Черного археолога и Бранна Бронзоборода, которые усилили архетип, но всё чаще игроки предпочитали Ренолока как медленный архетип класса.

10.4 Колода Малигос Чернокнижника от Tempo Storm

Колода Малигос Чернокнижника от Tempo Storm

UP (1) Наверх Кнопка

11. Чернокнижник и мета Пробуждения древних богов

27.04.2016 – 12.08.2016

  1. Зоолок
  2. Ренолок

Дополнительная информация

Многие вещи случились одновременно с Пробуждением древних богов. Вместе с новыми картами дополнения в Hearthstone случилась первая ротация Стандартного режима, а также масштабное изменение баланса карт, затронувшая и Чернокнижника. Впрочем, все три этих события серьезнейшим образом повлияли на рассматриваемый класс, поэтому в данном разделе уделено внимание будет каждому из них.

Изменение баланса карт произошло 24 апреля 2016 года за несколько дней до выхода Пробуждения древних богов, 12 карт были ослаблены Blizzard, в том числе целых 6 карт, которые использовали различные архетипы Чернокнижника.

Опытный Охотник – сильнейший точечный ремувал опасных существ для контроль архетипов Чернокнижника, у которых после ослабления этого эпического существа в распоряжении осталось только Вытягивание души, чего, конечно же, было недостаточно для стабильности. И сами Чернокнижники чувствовали себя комфортнее, ведь и их существ с 7+ атаки уничтожить стало труднее, но всё же от ослабления Опытного охотника Гул’дан больше потерял, чем приобрел.

Железноклюв – важная карта для многих колод не только Чернокнижника. Рассматриваемый же класс использовал этого зверя во всех своих архетипах. Зоолок мог пробиваться сквозь провокации или заметно ослаблять вражеских существ, Хендлок, помимо этого, мог накладывать немоту на Древних дозорных. Карта была слишком часто используемой и универсальной, ее изменение закономерно. Можно отметить и то, что самому Чернокнижнику стало легче после ослабления Железноклюва, ведь большое количество его существ уязвимы к немоте, например, Сумеречный дракон.

Жонглер кинжалами – сильнейший второй дроп до своего ослабления, пожалуй, один из лучших в игре среди общих карт. В колоде Зоолока он настолько хорош из-за большого количества мелких существ, что даже после ослабления этот архетип оставил две копии Жонглера кинжалами в своей колоде.

Лепрогном – отличный агрессивный первый дроп, которого использовали все Зоолоки, кроме ориентированных на синергию демонов. Естественно, после нерфа Лепрогном пропал из колод Чернокнижника, но другие первые дропы заняли его место.

Чародейский голем – не часто встречающаяся карта в колодах Комбо Хендлока и Комбо Ренолока, заменяющая Лироя Дженкинса. После изменения Чародейского голема медленные архетипы вынуждены использовать только легендарное существо с рывком для реализации комбинации.

Одно из самых спорных изменений Blizzard весной 2016 года – Огненный великан, который отныне стал совершенно непригоден для использования в колодах Ренолока и Хендлока. Сам Бен Броуд в своем интервью объяснил это изменение следующим образом: «Хендлок оставался одной из основных колод в ладдере и на турнирной сцене, и никакого конца этому видно не было (поскольку колода целиком состояла из карт Классического и Базового наборов, оказываясь невосприимчивой к ротации).» Это действительно так, колода Хендлока практически не менялась со временем, и, вероятно, без изменения Огненного великана сохранилась бы до сих пор в мете. Хотя некоторые игроки и скучают по Хендлоку из-за его уникального игрового стиля, интересных поединков и сильной зависимости от уровня исполнения.

Таким образом, изменения баланса карт серьезно сказались на всех архетипах Чернокнижника. Некоторые и вовсе уничтожили старейшую колоду в игре – Хендлока, другие же просто ослабили класс в целом. Но не все так плохо, ведь изменениям подверглись и многие другие общие и классовые карты, хотя Чернокнижник – один из классов, серьезнее всех затронутых «нерфом» карт.

Второе событие, серьезно изменившее Чернокнижника с выходом Пробуждения древних богов – первая ротация Стандартного режима, по результатам которой недоступны стали карты Проклятия Наксарамаса и Гоблинов и Гномов.

Сильные карты, которые потерял Зоолок после весенней ротации 2016 года

Серьезнее всех это задело Зоолока, который потерял Призывателя бездны, Нерубское яйцо, Одержимого ползуна, Лотхиба, Бес-пощадный взрыв, Мал’ганиса. Так слабыми стало большинство демонов в игре, никакой серьезной синергии между ними не осталось из-за ухода Призывателя бездны. Потеря карт Проклятия Наксарамаса лишила Зоолока столь надоевшей всем липкости, теперь этому архетипу было труднее закрепиться на столе и обыгрывать возможные АоЕ эффекты. Серьезно ослаб и Ренолок, что связано с общим уменьшением хороших карт в коллекции, о чем говорилось выше.

Сильные карты, которые потерял Ренолок после весенней ротации 2016 года

Кроме того гораздо меньше стало защитных инструментов в распоряжении архетипа. Конечно же, как и в случае с изменениями баланса карт, потерял не только Чернокнижник, но и остальные классы (особенно Жрец и Паладин), так что общая ситуация изменилась не кардинально. Но можно заметить, что таким сильным, как ранее, тот же Зоолок не станет никогда, впрочем, в мете Пробуждения древних богов этот архетип сохранил лидирующие позиции благодаря новым картам дополнения.

Именно карты Пробуждения древних богов и должны были компенсировать понесенные Чернокнижником потери. По большей части в дополнении добавились карты для Зоолока: Запретный ритуал, Одержимый крестьянин, Библиотекарь Темнолесья, Член совета Темнолесья – большая часть этих карт и стала основой обновленного агрессивного архетипа.

Не нашла места в колоде только Библиотекарь Темнолесья, поскольку синергия сброса карт еще не была реализована в достаточной степени. Новый Зоолок имеет отличные матчи в новой мете, лишь Агро Шаманы и Воины на драконах – серьезные соперники, но и с ними шансы есть приличные. Единственный выбор сборок архетипа – Страж ужаса или Лирой Дженкинс и Ожог души, чаще всего предпочитали первый вариант, поскольку он был лучше против агро и мидрейндж оппонентов.

11.1 Колода Зоолока

Колода Зоолока

Ренолок получил не столь сильные карты с Пробуждением древних богов. Заразительное безумие – своеобразные большие Чародейские стрелы, только действующие и на союзных персонажей, что, конечно же, делает заклинание слишком нестабильным. Привратница душ – карта исключительно для сборок с К’Туном, которые оказались не лучшей версией архетипа. Чо’Галл – сильная карта сама по себе, потому что обеспечивает невероятный темп, пусть и жертвуя запасом здоровья Чернокнижника.

Другое дело, что у класса, что отмечалось еще давно, не так много хороших заклинаний, тем более в колодах с Рено Джексоном, который не позволяет брать две копии карт. В результате для Чо’Галла элементарно не оказалось заклинаний, с которыми бы он мог взаимодействовать. Более того, некоторые из все-таки имеющихся дорогих заклинаний и вовсе уничтожали само выставленное только что существо, что не давало Чернокнижнику получить высокий темп, да еще и наносило ему лишний урон.

Погибель! очень напоминает Круговерь Пустоты, однако является дорогой версией этой карты, дополнительная опция которой (добор карт) чаще мешает Ренолоку с его силой героя, чем помогает. Отметить можно общую карту в дополнении, которая хорошо вписалась в архетип, однако чуть позже – Безликий шаркун. Появилось несколько версий Ренолока после Пробуждения древних богов, которые использовали различные способы победить: комбинацию с Лироем Дженкинсом, Н’Зота, К’Туна, но все они не были особенно эффективными в новой мете, заполненной неудобными мидрейндж архетипами.

11.2.1 Колода Ренолока

Колода Ренолока

11.2.2 Колода Н’Зот Ренолока

Колода Н’Зот Ренолока

11.2.3 Колода К’Тун Ренолока

Колода К’Тун Ренолока

Последняя неотмеченная новая карта Чернокнижника – Отречение от Тьмы. Оригинальный дизайн, крайне интересный и веселый эффект, но свое место заклинание нашло лишь в фан колодах, и то лишь с выходом следующего приключения.

UP (1) Наверх Кнопка

12. Чернокнижник и мета Вечеринки в Каражане

02.08.2016 – 01.12.2016

  1. Зоолок
  2. Ренолок
  3. Экспериментальные архетипы

Дополнительная информация

В Вечеринке в Каражане только Зоолок получает хорошие карты: Беса Малчезара и Посудного голема. Эта пара создает новый подвид архетипа: Дискард Зоолок или Зоолок на сбрасывании карт или Чернокнижник на сбрасывании карт. Отличительной особенностью от классического Зоолока является то, что колода становится чуть менее стабильной, однако приобретает потенциал темповых ходов, переворотов игровой ситуации. Спустя столько времени (первые намеки на синергию механики сброса карт появились еще в Большом турнире) наконец-то недостатки архетипа стали его преимуществом, он стал гораздо сильнее, несмотря на то, что положение Чернокнижника в мете ухудшилось, но связано это с другим фактором.

12.1.1 Колода Дискард Зоолока от Sjow

Колода Дискард Зоолока от Sjow

Имя этому фактору – Мидрейндж Шаман. После Вечеринки в Каражане именно он становится доминирующим архетипом в мете, и если раньше у Зоолока был положительный матч с Мидрейндж Шаманом, сейчас это изменилось из-за Призрачных когтей и нового АоЕ эффекта – Портала: Водоворот, которые помогли Шаману зачищать стол от мелких существ Чернокнижника. Именно из-за Мидрейндж Шамана позиции Зоолока в ладдере в мете Вечеринки в Каражане заметно пошатнулись. Добавить к этому можно и изменения баланса карт, в результате которых слабее стал первый дроп Зоолока – Бранящийся сержант.

Зоолок приспособился и к этому, иногда использовалась одна копия Бранящегося сержанта, иногда две, а иногда ни одной. Некоторые игроки, например Sjow, показывали и в столь неблагоприятной мете Мидрейндж Шаманов выдающиеся результаты на Зоолоке из-за благоприятных поединков с Малигос Друидами, Темпо Магами и некоторыми другими архетипами.

12.1.2 Колода Дискард Зоолока от Twaryna

Колода Дискард Зоолока от Twaryna

Ренолок не получил ничего в Вечеринке в Каражане, поэтому продолжал страдать. Сборки с Н’Зотом и К’Туном оказались слабее версии с комбинацией, хотя и она не помогала архетипу стабильно выступать в ладдере. Доходило до того, что Мидрейндж Шаман обыгрывал Ренолоков по суммарной извлекаемой выгоде из своих 30 карт, в таких условиях контроль архетип Чернокнижника не мог стабильно существовать.

12.2 Колода Ренолока от Amaz

Колода Ренолока от Amaz

Лучом надежды в такой тяжелой для класса ситуации не стал и Чернокнижник на Отречении от Тьмы, хотя этот фан архетип поднимал настроение многим игрокам и освещался в выпусках фан колод, в которых вы сможете подробнее прочитать о нем.

12.3 Колода Чернокнижника на Отречении от Тьмы от Kolento

Колода Чернокнижника на Отречении от Тьмы от Kolento

Другой вариант экспериментального архетипа класса – Ренозоолок, совмещающий в себе как агрессивных дешевых существ, так и тяжелых угроз для поздней стадии игры. Подробнее о Ренозоолоке вы можете прочитать здесь.

12.4 Колода Ренозоолока

Колода Ренозоолока

UP (1) Наверх Кнопка

13. Чернокнижник и мета Злачного города Прибамбасска

01.12.2016 – настоящее время

  1. Ренолок

Дополнительная информация

Классовые карты Чернокнижника в Злачном городе Прибамбасске можно разделить на две группы. Первая – ремувалы, которых не хватало Ренолоку ранее. Два АоЕ эффекта (Могучий абиссал и Зелье огня Скверны) помогают бороться с агрессией и быстрыми колодами, тем более Могучий абиссал – невероятно темповое существо. Зелье взрыв кристалла – тот самый точечный ремувал, которого так не хватало Ренолоку ранее, хотя из-за дороговизны этой карты (вряд ли это заклинание Чернокнижник захочет использовать на четвертый ход) не во всех сборках ее можно найти. Вторая группа новых карт – демоны и синергирующие с ними карты.

Большая их часть не нашла места в лучших колодах или из-за ситуативности (Зелье кровавой ярости, Заклинатель кристаллов, Перевозчица «Кабала») или из-за странного эффекта как такового (Подпольный аптекарь, Крул Освобожденный). Обнадеживает лишь то, что Blizzard осознала необходимость развития синергии демонов, которой лишился Чернокнижник вместе с ротацией Стандартного режима. Пока что, правда, эта синергия, если и имеется, представляется крайне невразумительной.

Большинство демонов слишком слабы, они незначительно влияют на стол при появлении (исключение – Страж ужаса), поэтому того же Крула Освобожденного использовать не особенно выгодно в колодах Ренолока. Еще страннее и то, что Подпольный аптекарь убивает Чернокнижника, если он был призван с несколькими демонами из руки Крулом Освобожденным – это, конечно же, своеобразная изюминка демонов, но приемлема она лишь тогда, когда эти демоны хороши и необходимо грамотно обыграть этот «не баг, а фичу». Особняком среди всех новых карт держится Морской дьявол – несерьезная ностальгическая карта, после которой вспоминаются времена классического Hearthstone еще до изобретения Зоолока Reynad’ом, когда популярен был Чернокнижник на мурлоках.

Хорошие нейтральные карты Злачного города Прибамбасска – Грязная крыса, Мастерица микстур, Казакус, Второсортный костолом. Все они вошли в большинство сборок Ренолока, сделав этот архетип великим вновь. Большая заслуга в этом, конечно же, у Казакуса и Могучего абиссала. Важно и то, что коллекция карт в целом стала гораздо шире, чем была еще весной 2016 года, так количество доступных карт в игре даже в Стандартном режиме побило рекорды за все время существования Hearthstone.

В таких условиях у Ренолока действительно есть из чего выбрать, архетип стал разнообразным, непредсказуемым и могущественным. Собственно, он вошел в «большую пятерку» сильнейших архетипов, которые и сформировали мету Злачного города Прибамбасска (Агро Шаман, Пират Воин, Миракл Разбойник, Ренолок, Рено Маг). Первые Ренолоки в декабре 2016 года экспериментировали с демонами и Крулом Освобожденным, но лучшие результаты показывала версия с комбинацией.

13.1.1 Колода Ренолока от Asmodai декабрь 2016 года

Колода Ренолока от Asmodai декабрь 2016 года

Затем, когда мета окончательно сформировалась, игроки пришли к выводу, что комбинация только мешает Ренолоку, ведь в большинстве противостояний меты она не столь действенна (против Агро Шамана, Пират Воина, Миракл Разбойника не хватает времени для ее реализации, Рено Мага нельзя убить ей из-за Ледяной глыбы). Поэтому чаще стала появляться версия Ренолока без комбинации, но с Лордом Джараксусом и большим арсеналом защитных карт. Если вам интересен архетип, вы можете прочитать гайд по Ренолоку.

13.1.2 Колода Ренолока от Stancifka январь 2017 года

Колода Ренолока от Stancifka январь 2017 года

Судьба Зоолока, к сожалению, не столь радужна, как его контроль визави. И причин этому несколько. Первая – отсутствие достаточной поддержки архетипа разработчиками в Злачном городе Прибамбасске. Единственная достойная карта – Заклинатель кристаллов, и то лишь с натяжкой можно заменить что-то в старом Зоолоке ради этой ненадежной «четверки».

Вторая причина – ускорение меты. Новые агро архетипы поголовно используют пару Пирата Глазастика и Мелкого буканьера, которые обеспечивают невероятный темп уже с первого хода. В таких условиях Зоолок становится медлительным и неповоротливым, он почти всегда уступает начальную стадию игры Агро Шаману и Пират Воину, а способов перевернуть ситуацию на столе у него не столь много. Сам Чернокнижник не может использовать пиратов из-за отсутствия оружия, в результате Зоолок совершенно исчез из меты впервые со времен своего создания.

UP (1) Наверх Кнопка

14. Итоги развития Чернокнижника

Рассмотрев развитие Чернокнижника на протяжении всей истории игры, можно заметить очень незначительный прогресс класса и отсутствие у разработчиков оригинальных идей касательно новых механик и идей архетипов.

Начиная со времен классического Hearthstone, Чернокнижник не получил ни одной новой механики. Синергия демонов и их взаимодействие наблюдается еще в базовом и классическом наборе, механика сброса карт так же. Именно эти два аспекта и развивали Разработчики на протяжении трех лет: сначала появлялись сильные демоны, которые позволили создать Демонлока и Зоолока на демонах. Затем, когда демоны стали слишком сильны, их оставили в покое и добавляли лишь демонов послабее, расстраивая любителей Бича судьбы. Тогда же разработчики принялись не спеша вводить синергию сброса карт, когда наконец и этот аспект стал достаточно хорошо развит (появился сильный архетип Дискард Зоолока, пусть ему и не давал жить Мидрейндж Шаман), его оставили и вновь принялись возрождать синергию демонов, так как после ухода Призывателя бездны они стали слишком слабы (другой вопрос к Blizzard: почему вся синергия демонов держалась на одной карте, а ей еще и не дали никакой альтернативы после ротации?).

Конечно, Зоолок – серьезнейший и сильнейший архетип, и с ним следует быть аккуратнее, дабы он не вышел из-под контроля и не заполонил мету. Радует лишь то, что Зоолок в отличие от других архетипов класса на протяжении всей своей истории был достаточно разнообразным, его колоды изменились сначала с приходом демонов, потом с их уходом, а потом с появлением синергии сброса карт – не все архетипы в Hearthstone эволюционировали так много раз.

Другое дело – Хендлок. Этот архетип зашел в тупик еще с момента появления, за все время своего существования лишь четыре карты добавились в него: Лотхиб, Изрыгатель слизи, Древний исцелятор и Бранн Бронзобород. Впрочем, Blizzard признала свои ошибки и положила конец Хендлоку, сначала дав ему альтернативу в лице Ренолока, а затем ослабив ключевую карту – Огненного великана. Продолжатель дел контроль архетипа класса изменялся экстенсивно, то есть просто получал отдельные хорошие карты, но основная идея всегда была одна. Разработчики сделали прощальный подарок для архетипа в лице Казакуса и других отличных карт, однако это скорее лебединая песня Ренолока, ведь весной 2017 года его не станет в привычном для игроков виде.

Единственный оригинальный и принципиально новый архетип класса, появившийся за всё время существования игры, Малигос Чернокнижник. Трудно сказать, рассчитывали ли разработчики, что Темная бомба и Император Тауриссан смогут создать нечто принципиально новое, но факт остается фактом. Но судя по тому, что после ротации 2016 года никакой альтернативы Темной бомбе Чернокнижник не получил, Blizzard не очень ценила Малигос Чернокнижника. Впрочем, оно и закономерно, точечные заклинания прямого урона не вписываются в философию класса.

Так как же архетипы Чернокнижника должны развиваться, если разработчики не привносят с новыми картами новые идеи, механизмы и эффекты для развития, а лишь играют со старыми концепциями, появившимися еще с самого начала Hearthstone? Может быть, не только демоны и садомазохизм должны стать визитной карточкой Гул’дана?

UP (1) Наверх Кнопка

15. Чернокнижник: будущее класса

Если вы еще не знаете, то весной 2017 года игроков ждет очередная ротация Стандартного режима, так в Вольный уйдут все карты Черной горы, Большого турнира и Лиги исследователей. Если рассматривать потери Зоолока, то они не столь катастрофичны: и Главарь банды бесов и Черный археолог, конечно, сильнейшие карты, но вполне заменяемые.

Сильные карты, которые потеряет Зоолок после весенней ротации 2017 года

Другой вопрос – как будет чувствовать себя Зоолок в условиях новой меты, поскольку и обилие АоЕ эффектов (которые никуда не денутся после ротации) и быстрых дешевых пиратов (та же история, надежда лишь на изменения баланса карт) не позволяют ему чувствовать себя комфортно в ладдере. Плюс ко всему, конечно же, Зоолоку потребуется какая-то поддержка, может быть, новая идея или механика, дабы архетип стал интересным и конкурентоспособным в условиях будущей меты.

Сильные карты, которые потеряет Ренолок после весенней ротации 2017 года

Намного труднее дела обстоят с Ренолоком.

Список утраченных им карт впечатляет, но самая главная – сам Рено Джексон. Сами разработчики уже заявляли, что это легендарное существо точно покинет Стандартный режим и никаких альтернатив ему в ближайшем будущем не будет.

Что же может ждать Ренолока без Рено Джексона? Конечно, Казакус – отличная карта, ради которой можно попытаться собрать колоду из неповторяющихся карт (коих к тому же станет меньше из-за ротации), но Стандартный режим покинет и Бранн Бронзобород, который и делал Казакуса невероятно сильным. Активированный лишь один раз боевой клич Казакуса не столь силен к большому сожалению. Контроль Чернокнижник требует хороших источников исцеления, дабы существовать в мете, тем более после ослабления Огненных великанов. Есть ли они сейчас в игре помимо Рено Джексона? Нет. Разработчики намеренно не добавляют сильных нейтральных существ, способных восстанавливать большое количество здоровья, как это делал Древний исцелятор. В Вольный режим уйдет даже Продавец закусок. Надежды, что Чернокнижник получит новое классовое лечение сомнительны, всё-таки философия класса не позволяет дать ему что-то вроде Запретного исцеления или Среднего лечебного зелья.

Так что будет делать Контроль Чернокнижник с его силой героя и другими наносящими урон по герою заклинаниями и существами без какого-нибудь значительного исцеления и хотя бы извлекаемой выгоды из низкого запаса здоровья, которую ранее обеспечивали Огненные великаны? В истории Чернокнижника нет ответа на этот вопрос, разработчикам придется придумать что-то принципиально новое, если они хотят видеть не только Зоолока в предстоящем Hearthstone году. Желательно, чтобы этим «новым» не был набор ситуативных и странных демонов, как обычно.

 UP (1) Наверх Кнопка

16. Заключение

В данной статье были подробно рассмотрены история Чернокнижника, основные направления его развития в прошлом и настоящем, так же были выявлены проблемы класса, которые станут особенно актуальны в будущем после весенней ротации 2017 года и позднее. Если вам понравился материал, вы можете ознакомиться и с другими аналогичными статьями про Шамана, Мага и Разбойника. Ваши предложения по улучшению контента, замечания, критику и пожелания вы можете оставлять ниже в комментариях.

Спасибо за внимание, удачи в игре.

отредактировала blaze, подготовил redsnapper, оформил lobzzz

  • http://vk.com/id200177301 Олег Высоцкий

    Помню мету Древних богов, тогда было весело побеждать любимым зоолоком с Лироем. А сейчас зоолока задавили пираты

  • http://vk.com/id22853544 Adam Richie

    Очень интересно было вспомнить прошлое. Спасибо

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1025691394160074/ Алексей Маковеев

    Огромное спасибо за проделаную работу.

  • http://vk.com/id289451190 Сергей Степанов

    Очень информативная статья,спасибо за проделанную работу.

  • https://plus.google.com/107404969248679873591 Александр Venrok

    Поставлю свечку за Гулдана

  • http://vk.com/id12165648 Илья Горбачёв

    После введения рено, стал играть только ренолоком. И сейчас даже боюсь представить, что будет весной. И куда катится этот класс.

  • http://vk.com/id12165648 Илья Горбачёв

    После введения рено, стал играть только ренолоком. И сейчас даже боюсь представить, что будет весной. И куда катится этот класс.

  • http://vk.com/id4475306 Leopold Stotch

    в этом вся и соль, от многообразия игра катится к единственному архетипу у каждого класса

  • https://plus.google.com/110646015526013782717 Slava Kirichkov

    Да. Первые победы в ладдере на зоолоке. Первый золотой герой. Попробованы все вариации ренолока.
    Непонятно что будет потом, но сейчас тестирую Хендлока, с 2-мя картами из «будущего вольного» режима. Пока иду 13-5, с 17-го по 13-й ранг.

  • http://vk.com/id210459627 Евгений Скаевский

    Классная статья , очень приятно было прочесть и вспомнить прошлое .
    А по поводу будущего этого класса , ну демонов то добавят (скорее бесполезных) для ДемоноКрулЛока ))) (скорее всего контроль-лок уйдёт покурить надеюсь ненадолго) . А вот Зоолок , на самом деле нужно всего лишь 2 карты чтобы вернуть его в мету : Во-первых это пушка или лучше пушки (для Пиратов впринципе только) В общем дешёвое оружие для Зоолока , допустим 1-3 за 1 ману , когда вы сбрасываете карту оно получает +1 к атаке? .. вроде неплохо . И второе добавить ему зачистку раннюю , канешно зоолок и зачистка это раньше не совместимые вещи были (кроме некоторых версий) , но всё таки в данной мете без раннего аое ремувала сложно опять захватить стол , но и ремувал должен быть по философии лока , например за 2 ед.маны , наносит 2ед.урона всем существам противника , но так же наносит урон вашему герою , в зависимости от нанесённого урона существам )) Я канешно понимаю что наши «милые» Броуды такое не сделают , т.к. в прошлых постах было видно что они даже боятся сделать карты позиционирования , вдруг же кто то перепутает лево и право ) Но идея мне кажется довольно неплохая

    • Евгений One

      Оружия точно у чернокнижника не будет — 100%, это не по лору.
      А если было бы — то это что, привет мелкий буканьер и глазастик? буээ, блевануть от такого хочется — чернокнижник на пиратах

      • http://vk.com/id210459627 Евгений Скаевский

        Ну насчёт оружия согласен , т.к. самому не хочется видеть ещё один класс-лицо , но каких нибудь интересных демонов под механику сброса или призывов демонов . было бы неплохо . А вот насчёт АОЕ которое написал выше , вполне приемлемая карта под лор Варлока

        • Евгений One

          Демонов согласен — побольше бы, разных и хороших: и помельче, и потолще
          АОЕ — тоже можно
          Но только не пираты

  • http://vk.com/id39794773 Іван Яковів

    Классно объяснили термин Зоолок (не объяснили)

    • http://vk.com/id122604493 Василий Молотов

      цитата из текста:
      Зоолок – получил свое название от слов Zoo (англ. зоопарк) и lock (сокр. англ. Warlock – Чернокнижник) благодаря большому количество сильных, но дешевых существ, которых можно массово разыграть на ранней стадии игры.

      чем не объяснение для вас?

  • https://plus.google.com/105741955583885358561 Harazmatik

    Спасибо за обзор, все еще жду паладина!

  • http://vk.com/id248590636 Дмитрий Ломасов

    Хотелось бы видеть наличие картинки ВСЕХ карт каждого дополнения , а не только хорошие и средние

    • http://vk.com/id122604493 Василий Молотов

      в разделах «доп. информация» под спойлерами часто есть ссылки на статьи со всеми картами. пока что только так технически нашли решение показывать их.
      впихивать все на 1 картинку — она станет некрасивой и непонятной, к сожалению

  • http://vk.com/id248590636 Дмитрий Ломасов

    Спасибо за статью, читал с большим интересом и ностальгией по хэнду плак плак

    • http://vk.com/id174129661 Илья Макаренко

      может быть,после обновы,к нам вернется казакус хенд лок))

  • http://vk.com/id349677972 Артём Гороховский

    Качественно!

  • http://vk.com/id258119392 Даниил Калининов

    «и если раньше у Зоолока был положительный матч с Мидрейндж Шаманом, сейчас это изменилось из-за Призрачных когтей и нового АоЕ эффекта – Портала: Водоворот»
    Могу с честной совестью заявить что это не правда, ещё до «вечеринки в каражане» у мидрендж шамана был хороший винрейт против зоолока за счёт ранней игры, грозы и ещё много чего. Я только так этих зоолоков шатал, и до 1-го ранга не раз доходил. Вот у агро шамана — да там не было зачисток и он мог легко проиграть. Но только не мидшаман.

    • http://twitter.com/Gandhi_kid Gandhi_Kid

      Не выдумывай. Все правильно по этому поводу написано.
      Мидшам был плюсовым для варлока. Агрошаман 50/50.
      Так говоришь, будто в ХС не играл, а только деки посмотрел, увидел АОЕ и решил, что дека контрит Зуу.

  • http://vk.com/id11631131 Василий Семёнов

    Кстати про происхождение термина зоолок. Первоначально термин Zoo появился в MTG так стали называть колоды на дешевых и эффективных существах и дешевом ремувале так как в начальном варианте основными существами были обезьяны кирд, львы саванны, райские птицы, бродячие слоны. Позже так стали называть деки на дешевых существах и заклинаниях наносящих урон. Потом этот термин перекочевал в хертстон.