Для многих рейтинговые игры — самая важная часть игры в Hearthstone. Продвижение вверх по ладдеру, борьба за сундук более высокого ранга, получение ранга «Легенда» — это все то, что делает игру не только веселой, но и одновременно серьезной, так как игроки стараются ориентироваться именно на тот уровень, который они достигают ежемесячно, и логично, что они стремятся его улучшить. Но порой бывает так, что сдвинуться с места не получается. Колоды используются одни из самых сильных, матч-апы уже давно знакомы, но что-то не дает подниматься. Эта статья должна помочь разобраться в различных проблемных ситуациях и улучшить ваш навык игры, что поможет вам подняться выше по ладдеру.
1. Игра, чтобы не проиграть, вместо игры, чтобы выиграть
Когда вы играете, чтобы не проиграть, вы делаете все, чтобы избежать поражения. Вы играете в защиту, не берете на себя какие-то риски и играете вокруг всего, что можно только представить. С другой стороны, когда вы играете, чтобы победить, вы практически всегда рискуете, ожидая, что это себя оправдает. Пан или пропал. Игроки обычно предпочитают второй стиль игры, но что же не так с первым?
Вообще, зачастую нет ничего плохого в том, чтобы играть в защиту, вокруг каждой карты и т.д. Чаще это даже более правильный путь к победе в игре. Но сам концепт «игры на победу» не означает, что вы всегда должны идти All-in или соглашаться на более рискованные шаги. Этот стиль значит, что нужно подсчитывать все риски, зная, что исходы некоторых могут повысить ваши шансы на победу. Особенно это важно, когда вы находитесь в проигрыше. Это может быть даже интуитивно, но чем хуже ситуация, тем более агрессивно вы должны играть. У вас точно были такие игры! Бывает, когда вы знаете, что проиграете, и просто отодвигаете неизбежное. Такую игру нельзя выиграть, играя от защиты. Вам нужно пойти на риск и надеяться на невероятный исход, пусть это и возможно в 1% случаев.
Приведем пример. Вы играете Малигос Локом против Контроль Воина. У него 15 здоровья, но он улучшил свою силу (Мариэль Чистосердечная). Мастер брони на столе, и ваш противник все еще не разыграл ни одной Защитницы. Ситуация похожа на то, что он вот-вот выйдет из вашего диапазона победы. Тут у вас есть 2 варианта. Первый — чистить стол, отдавая инициативу оппоненту, и играть долгую игру. Второй — разыграть Малигоса и два Ожога души. У вас остается 3 карты в руке после того, как вы разыграли Малигоса и первый Ожог души. Соответственно, у вас 66% шанс на то, чтобы выиграть игру и 33% шанс сбросить второй Ожог души и, скорее всего, проиграть игру. Так что же делать?
Первый вариант более безопасный. Вы не теряете возможности победить и просто ждете, когда у вас будет гарантированный летал. Но действительно ли это безопасно? Воин выходит из вашего диапозона для победы на следующем ходу. Вы решили использовать АоЕ, а значит Воин получит инициативу и сможет что-то разыграть. У него, возможно, больше ремувалов, да и вообще всякое у него может быть в руке. Это не значит, что вы проиграли, но теперь шансы уже 50/50, так как зависеть исход игры будет от добора и прочего.
Второй вариант — это риск, но ведь и награда тоже высока! Многие люди испугаются этой возможности. Но в большинстве своем, это тот правильный выбор, который нужно сделать. Пока вы не будете уверены в том, что у вас есть больше, чем 66% шанс выиграть партию, играя в защиту. Вы можете решить исход партии в один ход. 66% шанс на победу — очень хорошая возможность. Если у вас есть карта, которая выигрывает вам 66% игр, то вам нужно постараться использовать ее в максимально возможном числе своих колод. Это правда, что вы можете проиграть одну партию, или даже пять, но если смотреть выборку, то оно стоит того, чтобы положить такую карту.
Другой пример не так актуален на данный момент. Он называется «Yolo Рагнарос«, как показано на скриншоте. Кто-то из вас заметит, что это очень старый пример — все-таки он из матча, который был полтора года назад. В то время Рагнарос был основной картой в каждой медленной колоде, и все хотели его использовать, ведь он мог запросто выиграть игру. Представим, что у вас 8 единиц здоровья и у врага существо 8/8 на столе. Если вы не уничтожите его, то умрете на следующий ход. В такой ситуации у вас есть 2 варианта. Вы можете разыграть Древнего исцелятора и гарантированно выйти из диапазона летала. Это выиграет вам время еще на один ход, но потом вы будете находиться в такой же ситуации, если даже не в ситуации похуже, потому что враг сможет разыграть что-то еще, а вы останетесь с каким-нибудь 3\3 или даже ни с чем, если враг уничтожит его. Да, у вас есть небольшой шанс вытянуть ответ на угрозу на следующем ходу. Но даже если вы помните, что у вас осталось еще 2 ремувала, а карт в колоде — 10, ваши шансы по-прежнему не такие высокие. Второй вариант — разыграть Рагнароса. Это как подкинуть монетку: если он ударит в лицо оппонента, то вы проиграли, если же попадет в существо 8/8, то ваша ситуация будет намного лучше. Вы не только уничтожите 8/8, но и оставите свое большое существо на столе. И хотя вы имеете 50% шанс на то, чтобы мгновенно проиграть игру, одновременно с этим у вас есть такой же шанс, чтобы также внезапно ее выиграть.
Последнее решение достаточно простое, но оно дается труднее, если шансов у вас становятся все меньше и меньше. А что если оппонент имеет существо 1/1 на столе? Это значит, что у вас всего лишь 33% шанс на победу. Вы решитесь на это? Безусловно, такое решение зависит от остальных карт в вашей руке, от колоды и даже от конкретного матч-апа, поэтому я бы не стал винить кого-то за то, что он не решился. Если шансы на победу, в противном случае, намного ниже, чем 33% (а они, скорее всего, именно такие), примите на себя рассчитанный риск и поймите, что шанс 1 к 3 — это хороший ход.
2. Слишком быстрая игра
Знаете, почему данный совет подходит для более опытных игроков? Потому что, зачастую, он актуален именно для тех, кто играет на высоких рангах. Играть слишком быстро — это всегда неправильно, и маленькие ошибки могут привести к весьма плачевному исходу.
Это легко объяснить, и это именно та вещь, над которой нужно работать. Когда вы становитесь более опытным, вы начинаете действовать, основываясь на ваших чувствах и на опыте, вместо анализа каждой конкретной ситуации. Потому что (будем честными) вы уже были в такой ситуации сотни раз. Вам не нужно ни о чем не думать. Но иногда подобная игра может привести к небольшим ошибкам.
Никто не любит играть против «Мастеров над фитилем». Это те люди, которые думают над каждым своим ходом по 75 секунд с самого начала игры. Но нельзя их винить, потому что это именно то, что нужно делать, чтобы повысить свой винрейт. Думайте над каждым вариантом хода и над тем, какие возможные последствия повлечет за собой то или иное действие. Думайте о том, чем оппонент может ответить и будет ли ему легко сделать этом? Или может заставить его сыграть не по мане?
Это всего лишь несколько очевидных ходов. Но это не значит, что они должны пройти быстро. Может вы хотите поставить Загадочного претендента на 6-м ходу? Да, такой ход был бы действительно сильным, но может вам надо подумать, как соперник может расправиться с ним, потому что у вас недостаточно времени подумать о лучшем возможном ходе? Или может нужно еще немного времени, чтобы оценить плюсы и минусы вашей руки?
Есть еще один очень важный момент, на котором стоит сделать акцент: сначала думайте, потом делайте. Часто бывает так, когда вы ловите себя на том, что уже начали играть, а лишь некоторое время спустя понимаете, что сыграли неправильно, но пути назад уже нет. Но если бы вы обдумали каждую возможность и только потом сыграли, то наверняка это было бы лучше. Скорее всего, вам довольно часто приходилось проигрывать именно из-за того, что вы поспешили и наделали ошибок.
И последнее, на что хочется обратить внимание, так это то, что из-за спешки можно пропустить летал. Иногда видение летала — это не простое пересчитывание урона на столе. Это целые тонны различных проделок, особенно, если вы играете колодой вроде Ойл Разбойника, где число возможных ходов и ремувал/бёрст потенциала очень высоко.
Если у врага мало здоровья или у вас в руке есть взрывной потенциал, рассчитывайте, что можете убить врага в каждый свой ход. Это самая большая ошибка, которую вы можете допустить — пропустить тот момент, когда можно сделать это. Осознание того, что у вас был летал, но вы его пропустили, всегда приводит к тому, что вы огорчаетесь, а ситуация на поле может мгновенно превратиться в противоположную.
3. Игра до усталости
Усталость является важным фактором, который может влиять на победу. За 2 года существования игры разные люди множество раз отрицали этот факт. «Нет, колоды, которые собираются мучить вас и убивать с помощью усталости, это просто забавно/недееспособно». «Почему я не должен тянуть карты? О чем ты говоришь? Я уничтожу оппонента до того, как игра перейдет в усталость». На самом деле, это не так-то просто сделать.
Фатиг колоды ориентированы на то, чтобы устранять всех существ оппонента и мучить его самыми разными способами, не останавливая игру до усталости, заставляя противника тянуть карты, перенасыщая ими руку. Игра переходит к усталости, пока оппонент имеет какое-то преимущество (это может быть количество единиц здоровья, больше карт в колоде, больше угроз), и он уничтожат вас, когда вы останетесь совсем без карт в колоде. Да, это Фатиг колоды вроде Милл Разбойника или Милл Друида (возможно, он самый популярный среди остальных), но не стоит забывать и о Фатиг Воине и Жреце, которые тоже являются серьезными колодами. Но они продолжают игру до усталости, поскольку сами могут вполне спокойно ее пережить. И если честно, даже Контроль Воину и новому Контроль Жрецу (с Погребением) нужно рассматривать усталость, как путь к победе, поскольку именно так и случается в некоторых матч-апах.
Самая частая ошибка, очевидно, заключается в доборе карт. Сразу скажу, это не значит, что вам не нужно добирать карты в медленных матчах. Если вам срочно нужен какой-то ремувал, то тогда тяните карты. Если ваша рука оставляет желать лучшего и вы никак не можете перехватить преимущество — тяните карты. Это даст вам небольшой шанс на то, что вы сможете уничтожить противника до того, как игра дойдет до усталости. К тому же, это может заставить оппонента тоже потянуть карты. Но не стоит тянуть очень много карт или добирать их, когда они вам не нужны. Когда вражеский Воин выставляет на стол Служителя боли, а у вас в руке лежит Прыгучий сюрикен, то, разыгрывая его, вы заставляете оппонента добрать целых 3 карты. Часто вы услышите «Спасибо» от вашего противника, словно вы поступили неправильно и в будущем проиграете. Или Жрецы. Всегда забавно оставлять их Клирика Североземья в поздней игре (но это опасно делать на ранних этапах). Они будут очень рады и будут даже тянуть карту каждый ход. Но, когда они понимают, что вы не собираетесь его убивать, а их преимущество в 5 карт уже не дает им лечить собственных существ, они вынуждены размениваться невыгодно или даже тратить Слово Тьмы: Боль, чтобы продолжать лечить собственных существ.
Так почему же столь важно включить этот пункт в этот список? Потому что усталость — это реальный способ победить. Особенно актуально это прямо сейчас, когда вокруг много Контроль Жрецов и одним из факторов их победы является усталость. У нас также есть колоды, которые включают Элизу Звездочета, и которые тоже нацелены на долгие игры до усталости с их последующей победой и с заменой бесполезных карт в вашей руке на легендарные, когда игра уже подходит к концу. Да, эти колоды не всегда оптимизированы, и они претерпят еще много изменений, но это работает. И не стоит забывать о старом добром Контроль Воин. Пока некоторые наслаждаются стилем мидрейндж колод, попробуйте более медленные и жадные колоды. Да, они не так популярны, но они могут стать таковыми в будущем (ведь такие колоды никогда не теряют своей актуальности в мете).
Поэтому помните, если вы считаете, что игра будет идти до усталости и ваша рука не так уж и плоха, то не тяните карты. Таким образом вы сами себе роете яму на долгую перспективу. Если же вы оба играете медленными колодами, вам вряд ли удастся выбить вашего противника из темпа, поэтому старайтесь не тянуть карты тогда, когда это вам не нужно, ведь в конце концов это может убить вас.
4. Неправильная последовательность действий и расстановка существ
Еще одна ошибка, которая является вполне обыденной для большинства игроков. И еще одна, за которую легко могут наказать на высоких рангах. Исходя из названия, можно понять, что это два в одном: обе ошибки очень похожи и допускаются с примерно одинаковой частотой.
Первая ошибка — неправильная последовательность действий. И под этим понимается целая куча вещей. Не добирать карты, пока что-то разыгрываете, играть карты в неправильном порядке, не проверять эффект рандома перед тем, как закончить свой ход и т.д. Возможно, такое чаще можно увидеть, играя за Чернокнижника. Давайте представим, что вы играете за Зоолока и у вас 8 маны. Вы намерены разыграть Жонглера кинжалами и Бес-пощадный взрыв на этот ход. Вы уверены в том, что именно так вы поступите, а еще у вас останется 2 единицы маны. Вы же используете Жизнеотвод, да? Так сделайте это в начале хода! В большинстве случаев это не имеет значения, так как у вас в голове уже есть хороший вариант розыгрыша карт. Но всегда лучше знать, какая карта идет следующей до того, как вы собрались делать то, что и без того сделаете. А в некоторых случаях это может изменить вам игру. Может вы достанете Стража ужаса, и у вас внезапно появится летал? А может быть вы вытянете Переполняющую мощь и активируете Нерубское яйцо для более выгодного хода? Вы никогда не узнаете этого, пока не увидите, какая карта следующая. Даже если это не изменит вашего первоначального плана, получив еще одну карту, вы сможете продумать ваши дальнейшие ходы. Например, если вы вытянули Ужасня бездны, то тогда вы захотите разыграть Нерубское яйцо вместо другого второго дропа, чтобы дать своему Ужасню цель на следующий ход.
Подводя итоги, если вы уверены, что будете тянуть карты в этом ходу, то сделайте это перед совершением других действий. Когда вы хотите убить существо с пятью единицами здоровья с помощью Размаха и Гнева на 1 ед. урона — сначала сыграйте Гнев. Если вы хотите разыграть Лотхиба и Веер клинков, то первым должен быть Веер. И это касается не только добора карт, но и большинства эффектов рандома. Если вы собираетесь разыграть Безумного ученого + Нестабильный портал, вам следует использовать портал первым. Может вы получите что-то, что захотите разыграть вместо ученого (например, сильный 5-ый дроп)? Иногда нужно быть хитрее. Например, вскрывать Пилотируемого крошшера до того, как вы разыграете ваши карты. С одной стороны, это отличная идея. Если Вестник рока выйдет из Крошшера, но вы уже расправились с большим легендарным существом, то вы будете ругать себя. Но с другой стороны, если вы хотите разыграть Доктора Бума на 7-м ходу, а из Пилотируемого крошшера выпадет Магический призрак, и у вас нечем будет убить его, то тогда вы не сможете разыграть 7-ой дроп. Поэтому все зависит от каждой конкретной ситуации и вашей руки, но чаще всего вы должны уничтожить Крошшера до того, как остальные существа будут разыграны.
Конечно, не стоит упускать из вида вариант с розыгрышем некоторых заклинаний до убийства Пилотируемого крошшера, поскольку из него может выпасть Хранитель истории Чо. Трюки крошшера порой могут быть действительно жесткими, и, если честно, многие люди предпочитают его игнорировать, хотя это вероятность получения какого-нибудь каверзного 2-го дропа все же довольно мала. Но пока Пилотируемые крошшеры встречаются практически в каждой игре, эта вероятность достаточно велика, и не стоит забывать о ней, играя на высоких уровнях.
Другой распространенной ошибкой является неверная расстановка ваших существ. Люди часто не думают об этом, поскольку зачастую совсем не важно, справа или слева стоит существо. Но стоит сказать, что игроки, которые часто играют в режиме Арены уделяют данному пункту довольно большое значение, поскольку там вполне можно встретить заклинания, которые нацелены на существ по бокам. Вряд ли вы увидите Предательство или Разрывной выстрел в рейтинговом режиме, а вот на Арене — запросто.
Поэтому, самая первая и самая очевидная вещь — это ВАШИ карты. Некоторые колоды используют, например, Защитника Аргуса или Вожака лютых волков. Это ошибка, которую часто совершают Зоолоки. Каждый ход вы вынуждены думать о расстановке ваших существ, потому что вы можете вытянуть одно из них (см. выше) и то, как вы их поставите, будет иметь большое значение. Иметь существо 1/1 между двумя «большими» существами, которым вы хотите дать Провокацию — это, зачастую, очень большая неприятность. Ваше Нерубское яйцо находится на противоположном конце стола от другого существа, которого вы хотите сделать провокатором — тоже плохая расстановка. Очень часто вы можете неправильно поставить вашего Пилотируемого крошшера. Вы не хотите играть его где-то сбоку стола (разумеется, если вы не обыгрываете его постановку в том месте), а хотите, чтобы он находился в середине. В случае, если из него выпадет Вожак лютых волков или Тотем языка пламени, вы получите максимально возможную выгоду от их баффа. Поэтому, если у вас много существ на поле, то неплохой идеей будет поставить Крошшера между 1/1 или какой-нибудь мелочевкой, так как в случае выпадения баффа, вы сможете сделать выгодные размены.
Возможно, единственной колодой, которая сейчас есть в ладдере и в которой стоит задуматься о расстановке своих существ, является Фриз Маг. Конус холода — это интересное заклинание обычной редкости, и оно направлено всего на 3-х существ. Поэтому тут стоит подумать: поставить, например, 2-х больших существ между картой с маскировкой (поскольку заклинание не может быть направлено в существо с маскировкой, оно не сможет задеть 2-х больших существ по бокам) или же расставить ваших больших существ с разных сторон стола. Такая расстановка сможет дать вам несколько дополнительных единиц урона или заставит противника использовать дополнительную заморозку, например, Ледяное копье, а это уже даст вам преимущество и приблизит вас к победе.
5. Не думать на несколько ходов вперед
Это пункт является самым трудным для обсуждения. Это не значит, что в данном совете сейчас мы сейчас разберем примеры и вы будете знать, что делать каждый раз. Но это значит что тут все приходит исключительно с опытом. Думайте наперед. И не только на один ход вперед, потому что так делают большинство хороших игроков. Иногда нужно думать на 3-4 хода вперед. А порой нужно сформировать целый план на игру прямо с первого хода. И реализовать его! Да, возможно этот план придется изменить несколько раз за игру. И да, он не всегда будет работать. Но знание того, что вы хотите делать в каждой партии — очень важно.
В зависимости от того, какой колодой вы играете, какой колодой играет ваш противник, в каком состоянии ваша рука, стол и т.д., вы можете откорректировать ваши будущие ходы. Например, когда вы играете против Фриз Мага и у вас есть Лотхиб в руке. Вы можете просто поставить его на стол, и иногда это будет даже неплохим ходом. Но стоит подумать о будущем: возможно, нужно попридержать его в руке, потому что потом его розыгрыш будет более выгодным для вас. Может быть вы разыграете его на 7-й ход? В таком случае у вашего врага не будет возможности заморозить ваш стол, потому что Кольцо льда (самая дешевая заморозка) будет стоить 8 кристаллов маны. Может вы хотите поставить его на ход, когда вскроете Ледяную глыбу? Тогда у вашего оппонента не будет возможности разыграть другую Ледяную глыбу и зачистить или заморозить стол. А может вы хотите его разыграть после того, как ваш противник использует Алекстразу, ведь таким образом вы выиграете время еще на ход? Не важно, как вы его в конечном счете используете, всегда нужно думать наперед.
Старайтесь приберечь сильные ремувалы для ключевых вражеских существ. Используем пример с Фриз Магом снова. Очень заманчиво использовать Погребение на Императора Тауриссана, вместо того чтобы размениваться с ним своим столом. А что если это ваш единственный ремувал? Если противник начнет замораживать стол, то вы, скорее всего, проиграете игру. Погребение возможно и было бы лучшим ходом, но если вы думаете на несколько ходов вперед, то сможете потом убедиться, что вы сделали всё правильно, оставив его в руке.
Игроки часто используют лучшую сторону своих карт на данный момент, но не думают о том, как это отразится на них в будущем. Они достаточно узко мыслят лишь относительного этого и следующего хода. Возвращаемся к пункту о матчах до усталости. Думать о том, что игра дойдет до усталости с самого первого хода, значит действительно думать наперед. А ведь зачастую даже опытные игроки такого не делают.
Стоит прояснить, не всегда правильно корректировать свои действия для чего-то, что произойдет через 5 ходов. А может и не произойдет. Иногда стоит выжать из своей руки максимум, чтобы задать более быстрый темп игры и обеспечить себе победу. Особенно, если вы отстаете от противника или или играете быстрой колодой, потому что потом у вас не будет возможности играть вокруг чего-либо. «Пан или пропал». Также не стоит надеяться на то, что у противника нет каких-то конкретных карт и он не накажет вас. Всегда будьте готовы к худшему. И в любом случае, прикидывайте, что может произойти через 2, 3, 5 ходов, и вы увидите прогресс, спустя некоторое время.
Авторская статья Manacost, редактировала Euphoria, оформлял Lillyfloria