Здравствуйте, уважаемые читатели hs-manacost.ru!
Со стартом Экспедиции в Ун’Горо Токен Шаман на Эволюции некоторое время оставался в тени, но затем добился значительного успеха. Колоды с Эволюцией пробовались еще раньше, но их время тогда не пришло. Теперь, с выходом Рыцарей Ледяного Трона, будут рассмотрены изменения, которым подвергся архетип в условиях новой меты.
Архетип получил несколько новых инструментов в дополнении, но игроки пока испытывают сложности с поиском оптимальной сборки, пытаясь определить, какие карты придется убрать. Со временем такой вариант, конечно, отыщется, а пока вашему вниманию предлагается наиболее удачный из имеющихся.
Колода Токен Шамана РЛТ
Раздел по муллигану включает две части: против быстрых и против медленных колод. Под быстрыми колодами подразумеваются агро архетипы (например, Пират Воин) и мидрейндж архетипы, ориентирующиеся на темп (например, Мидрейндж Охотник). Медленные колоды включают в себя более неторопливые мидрейндж архетипы и контрольные колоды. Еще одним видом медленных колод, который выходит за общие рамки, являются комбо архетипы.
Против быстрых колод
Высокий приоритет (оставлять всегда)
- Кровожадный корсар – его нужно оставлять независимо от того, носит ли оружие класс вашего соперника, поскольку фактически вы разыграете сразу две карты вместо одной, выстрелив из колоды на стол Пиратом Глазастиком (конечно, если тот не оказался в стартовой руке). Тем самым увеличивается качество добираемых карт и ценность раннего розыгрыша Тотема языка пламени.
- Огневичок – единственный первый дроп в колоде помимо пиратов. Карта определенно сильна, особенно если вы начинаете с Монеткой и Тотемом языка пламени в качестве продолжения. Тушка 1/2 может выгодно размениваться с 1/1 токенами, а при усилении Тотемом языка пламени – забрать и более дорогих существ оппонента.
- Нефритовые когти – невероятно мощная карта, которая дает вам темп в ранней схватке за стол, убирает существ соперника и выставляет собственное существо, которое запускает конвейер по выработке Нефритовых големов. Контроль стола крайне важен для Токен Шамана, и Нефритовые когти – один из ключевых инструментов для достижения этой цели.
Низкий приоритет (оставлять при выполнении определенных условий)
- Портал: Водоворот – прекрасная карта в противостоянии с быстрыми колодами, где вы с самого начала ведете борьбу за стол. Портал: Водоворот может убить одно или несколько существ противника и призвать дружественное существо. Своеобразный эквивалент Портала: Огненные Просторы для начальной стадии игры, с возможностью убить сразу несколько существ. При наличии бонусного урона к магии от Тотема гнева воздуха карта становится убийственной для агро архетипов. Недостаток карты в том, что в поединках с медленными архетипами это, по сути, первый дроп за две единицы маны.
- Инволюция – очень хорошая карта против колод, полагающихся на усиление своих существ: Паладин на мурлоках, Пират Воин, Агро Друид. В этих противостояниях карта настолько важна, что ее хотелось бы сразу иметь под рукой, особенно ввиду наличия всего одной ее копии в сборке. Но если вы не угадали архетип своего визави, Инволюция может пролежать мертвым грузом.
- Тотем языка пламени – весьма сильная карта, но ей нужна поддержка от других ранних карт, чтобы раскрыть весь потенциал. Особенно это важно в поединках с агро колодами. Если Тотем языка пламени окажется вашим единственным ранним ходом, то вы, вероятно, проиграете и пожалеете, что не выбросили его на муллигане в поисках первого дропа или Нефритовых когтей. Карта выглядит так, что ее нужно оставлять в любом случае, но в отсутствие карт поддержки это приведет к плачевным последствиям.
- Тотем палеомурлоков – довольно медленная, но требующая от соперника ответа карта. В противном случае Токен Шаман получит слишком много преимущества. С существом 0/3 не так просто расправиться. Зачастую противнику потребуется два хода для его убийства, в течение которых вы будете выставлять новых существ.
Против медленных колод
Высокий приоритет (оставлять всегда)
- Кровожадный корсар – по той же причине, что и в поединке с быстрыми колодами, его нужно оставлять в руке каждую игру. Два существа за одну карту, изъятие Пирата Глазастика из колоды и подготовка разменов под Тотемом языка пламени.
- Огневичок – как и в случае с Кровожадным корсаром, его нужно оставлять для превращения раннего присутствия на столе в давление. Карта также дает два существа, пусть и за большую стоимость. Вам всегда нужны первые дропы, что и делает такой муллиган приоритетным.
- Тотем языка пламени – в отличие от поединков с быстрыми колодами, здесь вы можете себе позволить всегда оставлять эту карту в руке. Даже если других ранних ходов не будет, тотемы от силы героя и последующие существа окажутся угрозой под Тотемом языка пламени. Это требующая незамедлительной реакции от соперника карта, к тому же прекрасно сочетающаяся с вашими существами за одну единицу маны. Едва ли не лучший способ быстро нарастить преимущество.
- Тотем палеомурлоков – он пригодится вам по той же причине, что указана в разделе о быстрых колодах. Это угроза как магнит притягивает ремувалы от оппонента. Он либо примет на себя удар сразу, выиграв время для других существ, либо выживет, генерируя нескончаемый поток мурлоков под Жажду крови.
Низкий приоритет (оставлять при выполнении определенных условий)
- Нефритовые когти – карта также хороша и не будет обузой в стартовой руке, но все же не так блистательна в поединках с медленными колодами. Нефритовые когти работают лучше всего, когда экипируются на второй ход и тут же забирают существо соперника со стола. Но в таких поединках они дадут Нефритового голема и будут ждать несколько ходов, не принося темпа. Рекомендуется оставлять эту карту только против Жреца (Клирик Североземья, Сияющий элементаль и Чудной сверкорень представляют собой подходящие цели) и Паладина, на мурлоков которого нужна быстрая управа.
- Тотем прилива маны – может оставляться, если вы начинаете поединок с Монеткой. Тогда уже на второй ход соперник проверяется на наличие ремувала. Также хорош, если последует за ранним давлением от Кровожадного корсара, Тотема языка пламени или Тотема палеомурлоков. У медленных колод часто не найдется ремувалов на один из ваших ранних тотемов, что в конечном итоге даст решающее преимущество Токен Шаману.
Процент побед против популярных архетипов
Раньше Токен Шаман классифицировался в качестве агро колоды, но не все согласны с этим. По стилю игры он в чем-то схож с быстрыми мидрейндж колодами (например, Мидрейндж Охотником): вы захватываете контроль стола и начинаете постоянно наращивать угрозу, пока не одержите верх с помощью Жажды крови, сокрушительной Эволюции или просто прямым уроном от многочисленных существ на столе. Слабость Токен Шамана на Эволюции в его зависимости от стола – с его потерей на победу рассчитывать очень сложно. Архетип раскрывается во всей красе именно благодаря картам, которые используют преимущество на доске: Тотем языка пламени, Эволюция, Жажда крови, Провидец смерти Тралл.
Рыцари Ледяного Трона одновременно усилили и ослабили Токен Шамана. Колода хороша в медленных противостояниях, где выставление тотемов и существ по кривой маны требует от соперника постоянных ответов, но если таковые отыщутся (вроде нового дешевого Осквернения), то Токен Шаман оказывается смят. Пока архетип находится в поиске оптимальной сборки, но он, вне всякого сомнения, очень силен.
В противостоянии с агрессивными колодами вы стремитесь выйти победителем в схватке за ранний контроль стола и затем реализовать это преимущество в середине игры. Таким образом, все решается эффективными разменами в самом начале, а затем Жаждой крови или Провидцем смерти Траллом, если вам удалось закрепиться на столе, или комбинацией Доппельгангстера с Эволюцией при равной игре, где вы сохранили достаточное количество здоровья герою. То есть задача остальных существ – размениваться с противником до розыгрыша комбинации Доппельгангстера с Эволюцией.
После захвата стола остается лишь правильно распорядиться оставшимися ресурсами. Нужно при первой же возможности реализовывать выгодные размены (например, ваше существо 1/4 c 2/1 соперника) и постоянно ставить тотемы. Каждый из тотемов в колоде (Тотем языка пламени, Тотем палеомурлоков и Тотем прилива маны) очень эффективен, если инициатива на вашей стороне и противник не может их просто чистить существами.
Хотя комбинация Доппельгангстера и Эволюции способна легко выиграть игру, часто правильным решением будет розыгрыш Эволюции ради усиления ваших дешевых существ и тотемов. Да, всегда остается риск превратить существ за 1 кристалл маны в Хранителя истории Чо или Вестника рока, но вероятность такого исхода мала и в начальной схватке за стол бояться этого не нужно.
Иногда контрольные колоды совсем ничего не могут поделать против Токен Шамана, и тот проезжается по ним катком. Так много ваших карт требуют немедленной реакции, что контроль архетипу не хватает ремувалов, и один из ключевых тотемов может зацепиться за стол. Часто случается, что соперник отвечает на Тотем палеомурлоков или Тотем языка пламени на второй ход, а Тотем прилива маны, выставленный ходом позже, выживает и выигрывает для вас партию.
В идеальном сценарии вы играете по кривой маны и стараетесь завершить игру Жаждой крови. Увы, игры далеко не всегда складываются идеально, но Токен Шаман содержит в себе и другие инструменты для победы.
В сборке заложен механизм постепенного наращивания давления в лице Нефритовых големов (Нефритовые когти, Нефритовая молния, Айя Черная Лапа), которые здорово помогают против медленных оппонентов. Таким образом, Токен Шаман получает выгоду и от затягивания поединка. Нефритовые големы могут быстро выйти из-под контроля и угрожать здоровью героя соперника.
Эволюция всегда будет кстати, если противник к тому моменту был вынужден отдать часть своих зачисток. Эволюция на Доппельгангстера дает сразу три существа за 6 кристаллов маны, с которыми непросто справиться (хотя иногда вам и достанутся слабейшие существа 1/1 или 2/3).
Провидец смерти Тралл оказался фантастически хорошим включением в сборку из Рыцарей Ледяного Трона. У него невероятно сильный боевой клич, а выгода от улучшенной силы героя нарастает подобно снежному кому. Именно нарастающее преимущество необходимо для победы над контрольными колодами, и Провидец смерти Тралл мастерски справляется с этой задачей.
Костяной плут и Защитник холмов дают хорошую угрозу для середины игры. Сам по себе Защитник холмов слаб, но может раскопать действительно сильные карты: Нечто из глубин, Млечноокий, Элементаль земли, Ал’Акир, Король-лич. Костяной плут – еще одна цель, требующая немедленной реакции от соперника, если он не хочет, чтобы отрицательного предсмертного хрипа карты Шаману удалось избежать Эволюцией.
Советы по игре
Как уже говорилось, Эволюция может быть использована и просто на стол слабеньких существ, но здесь присутствует риск получить Вестника рока. Не рекомендуется прожимать силу героя перед Эволюцией, если вы владеете преимуществом: так лишь повышаются шансы поймать Вестника рока, и риск того не стоит. Конечно, ситуации бывают всякие, но все же этот нюанс стоит держать в уме.
Не оставляйте Защитника холмов в муллигане против агрессивных колод. Может показаться, что он выигрывает вам четыре единицы здоровья, но в действительности Защитник холмов ни с кем толком не разменивается. В итоге, ваш третий ход проходит впустую, а противник еще сильнее наращивает преимущество.
Инволюция очень сильна против колод, полагающихся на баффы своих существ: Агро Друид, Паладин на мурлоках, Пират Воин и т.д. Важна она и для противодействия Гребнистому скакуну, Тириону Фордрингу, Обсидиановой статуе, Королю-личу… То есть против любого баффа, предсмертного хрипа или провокатора. Постарайтесь выбрать действительно стоящий момент для Инволюции, поскольку в сборке она присутствует в единственном экземпляре.
Костяной плут неплох и сам по себе, но благодаря защите провокаторов или превращению Эволюцией и Провидцем смерти Траллом его отрицательная сторона может быть полностью нивелирована.
При большом количестве существ не стесняйтесь использовать Жажду крови, даже если летального урона у вас нет. Если вы чувствуете, что противник не даст вам еще основательнее занять стол, то не стоит жадничать. Иначе соперник может отыскать массовую зачистку и свести полезность Жажды крови до нуля.
Помните, что Нефритовая молния может выступать как в роли средства контроля стола, так и в качестве взрывного урона. Бывают ситуации, когда вы сможете убить соперника Нефритовой молнией, усиленной Тотемом гнева воздуха, но это не означает, что вы всегда обязаны дожидаться этого тотема ради одной лишней единицы урона.
Расходуйте свои ресурсы бережно. Если ваш стол уже выглядит для соперника угрожающим, особо нет смысла добавлять к нему дополнительные карты. Достаточно преимущества и от текущего положения. Оппонент будет вынужден отдавать больше ресурсов из-за угрозы Жажды крови.
Колода Токен Шамана крепко сбита и почти не оставляет места для манёвра. По сути, это 25-26 обязательных карт и всего несколько позиций, для которых допустимы отклонения:
Костяной плут – новая карта, которая может быть заменена на других подходящих под Эволюцию существ: Дренеев-каторжников или Буфетного паучка.
Провидец смерти Тралл – очень сильное дополнение для архетипа с уникальным эффектом, но Рыцарь смерти не является обязательным для игры за эту колоду. На его месте можно задействовать второго Защитника холмов или Морского великана для противодействия колодам с множеством мелких существ.
Айя Черная Лапа – Айя очень сильна и хорошо вписывается в колоду, но если вам нужен более бюджетный вариант, то сгодится Нефритовый дух или Нефритовый вождь. К тому же можно отдать предпочтение дополнительному существу из тех, что подходят для Эволюции.
Пират Глазастик – если у вас до сих пор нет Пирата Глазастика в коллекции, значит крафтить вы его не собираетесь. Остается выбросить из колоды еще и Кровожадных корсаров и добавить в сборку три других существа за 1 кристалл маны. Лучший бюджетный вариант – Сквайр Авангарда. Третье существо выберите на свой вкус.
Портал: Водоворот – возможно, у вас не куплен соответствующий квартал Вечеринки в Каражане. Карты со схожим эффектов у Шамана нет, но вместо этой зачистки можно просто добавить больше существ. Помните, что Портал: Водоворот в одних противостояниях хорош, а в других лежит мертвым грузом, так что колода не обязательно станет слабее. Вы можете попробовать на ее месте любых вышеперечисленных существ, и процент побед упадет незначительно.
Перевод: pafnutiy, Отредактировал: drulezzz, Оформил: lobzzz