Не так давно произошедший скандал с Naiman’ом вызвал сильный резонанс в игровом сообществе: постоянно мелькали нелицеприятные фразы в адрес человека, который заслуживает уважения, совмещая реальную жизнь, имея стабильную работу и при этом достигая успехов в виртуальной реальности, не тратя на неё круглые сутки. Увидев значительное число ничем не подкрепленных отзывов, отождествляющих его со многими проклинаемым Фейс Охотником (когда он почти всегда играл Мидренж версией), я задумался: а так ли много приходится думать тем, кто пишет все эти неприятные вещи?
Действительно ли играющим контроль колодами надо значительно сильнее напрягать извилины и просчитывать варианты, чем аггро?
Для справки скажу, что сам я около полугода играл исключительно за разные версии Контроль и Мидренж Паладина: уж слишком я ему симпатизировал, несмотря на слабость колод до выхода ГиГ. А в феврале этого года я решил попробовать собрать Мидренж Охотника, придуманного Naiman’ом, и именно после того, как я научился играть его колодой, начал расти винрейт и за Паладина.
Для разнообразия, чуть позже пробовал в нерейтинговых играх и Фейс Охотника (Как играть против Фейс Охотника), так как именно ему чаще всего проигрывал мой Паладин. Готов признаться, что у меня не получалось всех рвать и метать Фейс-версией и мне было совсем непривычно не размениваться, а бить всё в лицо. Я и сейчас не умею им хорошо играть (в ладдере даже не стал пробовать им чего-то добиться), чего не скрываю и не стыжусь.
Исходя из вышесказанного, можно пока сделать вывод, что у аггро и контроля просто разные механики проведения матчей, поэтому контролю за счет средней большей продолжительности матчей нужно принимать больше неявных решений, чем аггро. Что я сам постоянно вижу, пока поднимаюсь с 15-16 ранга до 5: насколько «тупо» аггро бьет в лицо, настолько же бездумно контроль чистит стол и совершает сплошные размены даже там, где выгода от пробития лица очевидна.
И лишь тогда, когда заканчиваются серии побед и начинаются матчи с легендарными игроками, появляются аггро, идущее постоянно в выгодные и иногда невыгодные размены, и контроль, наносящий в определенный момент приличное число единиц урона по лицу, не обращая внимания на крепкий стол оппонента.
Всё это происходит, потому что тут уже начинает исчезать понятие «ноубрейн хантов» и «интеллектуальных контрольщиков». Каждый играет той колодой, которая ему тащит в определенный момент времени, и вчерашний Контроль Воин, сегодня может взять Оил Разбойника (Оил Разбойник от Kolento) (кстати, многих она раздражает не меньше Фейс Охотника, хотя общепризнанно, что играть ею сложно), а завтра оказаться Мех Магом.
Однажды, на втором ранге, при игре против Контроль Воина, муллиган у моего Паладина оказался настолько неудачен (сначала пришли Возложение рук, Тирион Фордринг и Доктор Бум, а потом всё это сменилось на Сильвану Ветрокрылую и два Серебряных клинка, ранние дропы так и не пришли раньше 4 хода), что он смог меня зарашить и убить за первые 7 ходов. Будь против меня такой же Воин, скажем, на 8 ранге, он бы скрупулезно уничтожал моих Паладинов-рекрутов и ждал лейта.
Но что же сделал именно этот соперник? Он оценил мой и свой муллиган и понял, что уже захватил контроль стола с самого начала игры и все невыгодные размены совершать придется мне, поэтому можно агрессивно снимать единицы здоровья.
Было ли это похоже на игру типичного представителя контроля? Нет, конечно. Играл ли он как аггро? Естественно, ведь это ему было выгодно при наличии в руке трёх ранних дропов и оружия. Стал ли этот Воин, способный в том конкретном матче дать фору многим рашерам, «ноубрейном»? Нет, он лишь ещё лучше овладел возможностями своей колоды.
Обратный пример — это Зоолоки: одни стараются пробить всё в лицо на 10 ранге, другие уничтожают Лотхиба бесом 1/1 с усилением от Бранящегося сержанта и Дворфа Черного железа в легенде. Первые из них видят лишь лицо оппонента, вторые помнят и о своём собственном. Одна колода, подходы разные.
Правда, есть отдельная группа игроков, которые занимаются моральным садомазохизмом: они берут одну колоду на сезон, не учитывая мету, и упорно делают ею шаблонные действия от матча к матчу (Фейс Охотник бьет в лицо, Друид надеется на комбо на 14 урона, Воин играет в защиту до истощения резервов соперника). Безусловно, часть из них стабильно добивается каких-либо успехов, но тратят они своё личное время на игру в гораздо больших объемах, чем остальные.
Зададимся вновь вопросом: кто есть ноубрейн, а кто великий стратег? По-моему, я привел достаточно аргументов в пользу того, что любой архетип может оказаться в любом положении, а то, что вы собрали Контроль Воина (Подробный гайд по Контроль Воину) — это ещё не повод для гордости, если расчет идет лишь на надежду дожить до лейта и последовательно выставить толстых существ в соответствии с кривой маны.
Пару слов уделю отдельно и Фейс Охотникам: если капнуть поглубже в своих ощущениях, то понимаешь, что его ненавидят не за какой-то сумасшедший винрейт (которого и нет), а за то, что он не дает сопернику показать свою колоду во всей красе, принуждая играть по его правилам. Ну и чисто психологически разгромное поражение в первые 5 ходов запоминается ярче из-за чувства безысходности.
Теперь вернусь к колоде Мидренж Охотника от Naiman’а, за которую я ему очень благодарен. Если вы хотите начать чувствовать момент, когда нужно пойти в размен, а когда подготавливаться к последнему удару, не расчистив полностью стол оппонента, то это именно то, что вам нужно. У автора этой колоды сумасшедший винрейт, отчасти и потому что он чувствует тот самый момент, когда стоит пропускать/прекращать размен и бить по лицу. Если кто-то считает, что это «ноубрейн хантер», то я же готов сказать, что это высший уровень владения колодой из всех возможных и мало кому удавалось достичь того же.
Автор Dupuytren, отредактировал Вадим Парфирьев, оформил mus1q.