Профессиональные киберспортивные игроки приходят и уходят, а их карьеры редко длятся долго. Если вы сравните список самых популярных и уважаемых игроков Hearthstone 2015 года со списком текущих, то большая часть имен в списке будет отличаться. Но одно имя остается в списках неизменным уже который год: Йон “Orange” Вестберг. Разумеется, у этого шведского ветерана были и взлеты, и падения. Но, несмотря на все сложные периоды, Orange никогда не бросал Hearthstone. Ну или Hearthstone не отпускал Йона. C абсолютным упорством и решимостью он возвращался в игру, что и принесло ему уважение среди других профессионалов и место в команде SK Telecom T1.

В этом году Orange вступил на Hearthstone Grandmasters, чемпионате, где от каждого региона принимают участи 16 игроков. 1 сезон прошел отлично, а вот второй может плохо закончится для Йона: он на грани вылета.

На данный момент групповой этап турнира уже окончен, а результаты известны.

Результат Orange
К сожалению, Orange не смог пройти в плей-офф турнира и покинул турнир.

Расписание игр на официальном сайте.

Сетка турнира на официальном сайте.

Интересно узнать о твоем общем опыте на Grandmasters на пороге финала первого года. Расскажи про первый сезон: каково соревноваться в таком формате лиги?

Orange: Все прошло хорошо. Я был сильно взволнован на пороге первого сезона, ведь это был совершенно новый формат. Вообще весь турнир Grandmasters — абсолютно новый опыт для всех игроков. Внутри таилось множество нюансов, к которым нужно было адаптироваться. На первый взгляд формат выглядит как нечто огромное и новое, но, с другой стороны, мне кажется, что постоянные матчи с лучшими игроками мира — это очень круто. Да, было сложно, но безумно весело. Я играю в Hearthstone и люблю играть с лучшими из лучших, так? Первый сезон принес мне кучу удовольствия.
К тому же сезоны отличались друг от друга по ощущению того, что тебе нечего реально потерять, в отличие от других турниров. Я дошел до плей-оффа в первом сезоне, но не ощутил какого-то сильного давления, в отличие от второго сезона.

Ты упомянул, что играешь в Hearthstone, чтобы соревноваться с лучшими игроками. Перед стартом Grandmasters многие спорили о том, являются ли игроки, приглашенные Blizzard на турнир, по-настоящему лучшими. Каков твой взгляд на эту проблему?

Orange: Ну, когда я говорил об этом, то я не имел в виду, что мы на 100% лучшие игроки в Европе. Речь скорее о том, что Grandmasters — лучший опыт в истории Hearthstone для тех, кто хочет соревноваться с очень хорошими и сильными игроками. Мне кажется, что для Европы Blizzard проделали отличную работу, выбрав и пригласив 16 сильнейших игроков. Не хочу называть конкретные имена, но в Grandmasters есть ребята, которые, по моему мнению, не могли оказаться среди 16 лучших европейцев. Вне Grandmasters есть много игроков, которые достойны были бы играть с нами.

То есть ты считаешь, что плотность соревнований настолько хороша, насколько это возможно?

Orange: Да, абсолютно. Каждую неделю я думаю: “Ого, мои оппоненты очень круто играют”. Но процесс подготовки к матчам с ними приносит море удовольствия, как и сами матчи, где ты видишь, на что они способны. У меня были сомнения насчет Grandmasters в начале. Есть много аспектов, которые можно было бы доработать, но опыт игры здесь очень клевый и веселый.

Другие участники европейского региона Grandmasters

Ты сказал, что в первом сезоне игралось спокойнее, что понятно, ведь не было риска вылета из турнира. Тем не менее на кону был билет на BlizzCon, который добавлял интереса, так?

Orange: Интереса — да, давления — нет. Моей целью было попадание на Global Finals и победа, как и каждый год до этого. Не было ситуации “если ты проиграешь, то проиграешь все”.
Первый сезон прошел на ура. Нужно было немного времени, чтобы привыкнуть к формату, но и другие игроки находились в такой же ситуации. Мне кажется, что я проделал хорошую работу. В этом году у нас получилась монструозная группа плейтеста — Hunterace, BoarControl, Feno, Justsaiyan и Muzzy. Очень здорово иметь вокруг таких ребят в процессе изучения нового формата. Вся группа поработала отлично: большинство игроков из Европы получили отличные результаты. Geno отправится на мировой чемпионат, я и Hunterace прошли в полуфинал. BoarControl прошел через сезон тяжело, как и Justsaiyan с Muzzy.
В общем и целом все довольны своими результатами. Я особенно рад тому, что не в одиночку добрался до полуфинала. Я все еще ругаю себя за некоторые неправильные решения, которые я принял в полуфинале против Feno. Это было довольно нехарактерно. Не уверен, было ли это вызвано нервами, но эти ошибки стоили мне игры. Так и должно быть в Hearthstone, и я рад, что побеждает именно лучший игрок.

Как выглядел твой тренировочный процесс в течение первого сезона, когда на кону было не так много и терять было нечего?

Orange: С понедельника по среду мы без остановки пробовали разные идеи. Если кто-то придумывал что-то новое, мы сразу бросались тестировать это в разных матч-апах, смотреть, хороши ли предложенные изменения и влияют ли они на игру. Мы пробовали разный сайдборды, пытались переизобретать колоды и так далее. Ночью в среду мы собирались и обсуждали все, что тестили, пытаясь найти таким образом те идеи с хорошим потенциалом. Мы могли провести на созвоне до 10 часов обсуждая и проверяя догадки. Пытались убеждать друг друга в том, что нашли нечто хорошее, или указывали на недостатки в найденных стратегиях.
В четверг утром, когда нужно заявлять колоды, каждый выбирал нужные идеи. В первом сезоне Feno играл на Маге, а я играл за Разбойника, и мы не убеждали друг друга в том, чтобы поменять колоды.

Сколько в среднем часов уходило на практику?

Orange: Думаю, что в течение последних недель первого сезона, включая плей-офф, я тренировался по 5-6 часов в день с понедельника по среду. Но настоящие тесты начинались после того, как игроки заявляли колоды. Ты смотришь на колоды оппонента и начинаешь практиковаться против них в четверг и один из трех свободных дней конца недели (в зависимости от расписания). Я проводил практически целый день за игрой до тех пор, пока не становился уверен в матч-апе. Допустим, если игра против Hunterace была назначена на 6 часов, я тренировался с 9 до 3, после чего брал короткий перерыв перед матчем.

Первый сезон привлек больше аудитории к формату Specialist. Твое мнение?

Orange: Я думаю, что формат Specialist был хуже, чем многие думали. Не могу представить лучшей меты для этого формата, чем когда играли мы. В течение этого периода формат хотя бы выглядел так, будто в нем есть разнообразие. Если бы мы играли в этом формате, то всем бы увидели, в чем его проблемы и насколько он ужасен. Жрец со вторичной колодой или контра Жрецу… Было бы очень много матч-апов, решаемых по броску монетки. Первый сценарий: Жрец был бы лучшей колодой, никто не смог бы побеждать Жрецов, и мы все играли бы только одними Жрецами. Второй сценарий: Жрец был бы лучшей колодой, но у него бы была контр колода, у которой есть своя контр колода и т.д. Это бы решило всю серию игр до того, как мы бы начали играть. Хорошо, что мы вышли из формата вовремя!

Давай перейдем ко второму сезону, который привнес множество изменений. Формат Specialist был оставлен позади и Grandmasters перешел к формату “Shielded Conquest”. Как этот формат был изобретен?

Orange: Его предложил один из участников. Hearthstone Esports пригласили нас к себе, они искали новые форматы. Они подготовили встречу, позвали меня и еще нескольких игроков. Мы работали друг с другом, обсуждали возможные варианты, что можно сделать и к чему это приведет. Большинству понравилась идея с новым форматом, на словах он выглядел потрясающе. Blizzard предложили провести тестовый турнир. К сожалению, не все 48 игроков Grandmasters приняли участие. Тем не менее ощущения от нового формата были хорошие.
Я был рад увидеть все это. Blizzard взяли нашу обратную связь и хорошо поработали с ней. Часто ловишь себя на ощущении, будто Blizzard все видят и слышат, но ничего не происходит. Но в этот раз все было иначе: Blizzard действительно сами хотели улучшить ситуацию и одобрительно отнеслись к прекрасной идее. Приятно понимать, что разработчики не боятся прислушиваться к чьим-то умным идеям.

Orange поздравляет своего друга, Hunterace, с победой в Чемпионате мира HCT, который прошел в Тайване ранее в этом году

Ты отыграл много поединков в формате «Завоевание» с фазой защиты. Оказался ли он настолько хорош, как это представлялось? 

Orange: Я бы сказал, в шутку, конечно, что либо формат настолько сложен и никто не понял, как он правильно работает, либо он просто бестолковый. [Смеется] Но это будет несправедливо к новой системе. Мне она действительно все еще нравится. В таком формате есть глубина. В самом начале мы сравнивали таблички с вероятностями, какая колода будет защищена, а какая отправлена в бан, и это все напоминало шахматный поединок. Иногда на то, чтобы правильно понять, какую же свою колоду защитить, уходил целый час – это никогда не было очевидным решением. Приходилось предугадывать возможные ходы соперника и его мысли о каждом отдельно взятом матч-апе. Если соперник представлял определенное противостояние не так, как ты, то мог сделать неожиданный выбор, и все шло прахом.

Хорошо, что этот формат не будет играть на турнирах Masters Tours. Крайне непросто разобраться во всех его тонкостях. Вероятно, обычное «Завоевание» подходит лучше. С другой стороны, мне нравилось разрешать эту головоломку на серии Grandmasters. Это очень приятное чувство, когда полностью удавалось предугадать ход мыслей соперника.

В этом сезоне у тебя складывается хуже, чем в первом. Ты даже можешь вылететь из серии Grandmasters. Что думаешь по этому поводу?

Orange: Этот сезон – сплошные американские горки. Я начал со скромных 1-1 в первую неделю и продолжил 0-2 во вторую. В четвертом матче против Thijs я также проиграл первую игру. Обычно я теперь не волнуюсь на играх, даже если со стороны может казаться обратное. Но в тот момент я подумал: «Уже 1-4… какое отвратительное начало сезона складывается». И это действительно меня захлестнуло. Я весь морально вымотался, но все же переломил ход поединка. А затем выиграл 4 матча подряд, доведя счет до комфортных 5-3.

Затем у меня были финальные поединки на платформе Battleriff. Там я сыграл хорошо и закончил вторым, но, к сожалению, не осталось достаточно времени для подготовки к серии Grandmasters. Конечно, у меня уже был готовый лайн-ап, но поскольку я не внес в него никаких изменений, то соперники хорошо представляли, что ждать от меня, и дело закончилось счетом 0-2. А теперь у меня уже четыре поражения подряд. Но я бы скорее списал это на невезение. Разумеется, я не был совсем безупречен, были погрешности, но они не сказались на результате отдельно взятых поединков. В целом я играл на своем уровне. 

Неверным был скорее выбор колод, и здесь меня часто наказывали. Иногда я ошибался с выбором, иногда это было 50/50, но мне не везло, и предпочтительнее оказался бы второй вариант. Матчи соперников тоже складывались для меня не самым благоприятным образом. В итоге в группе странная ситуация. Я могу вылететь, даже имея 6 побед на счету.

Давай поговорим о серии Grandmasters в целом. Сейчас она ощущается чем-то элитарным, куда едва ли можно попасть. С этим можно что-то сделать? Расширить число участников, ужесточить или ослабить систему вылета и попадания в это число, может, что-нибудь еще?

Orange: Многие профессиональные игроки желали бы видеть дополнительную лигу, на один уровень ниже Grandmasters. Пусть это будет не лига, но место, где игроки могли бы играть между турнирами серии Masters Tours. По сути, после квалификации на турнир Masters Tour тебе нечем заняться. Ладдер не имеет особого значения (хотя здесь и был сделан верный шаг, что ладдер позволяет отобраться на Masters Tours). Игрокам нравится Hearthstone, и они готовы посвящать ему несколько часов в день, но им нужна какая-то мотивация для этого.

Я указывал Blizzard на данное обстоятельство. Игрокам нужно именно это. Да, они могут стараться в ладдере, но следующий шаг становится для них неподъемным – и это разочаровывает. Должна быть осязаемая цель, к которой игроки могли бы постоянно стремиться.  

Например, Ike предлагал следующее. Сейчас для попадания в серию Grandmasters ты должен заработать большое количество призовых в денежном эквиваленте. Если преобразовать эти деньги в очки, то система может получиться более справедливой. Сюда же можно приплюсовать бонусные очки за хорошее выступление в ладдере, скажем, 10% или 20%. Важно не точное число, а само обстоятельство, что игрокам есть чем заняться, кроме квалификаций на турниры Masters Tours. Конечно, они так и будут важнее всего, но появится дополнительный стимул играть.

Немного БМ’а от Thijs

В этом году было три турнира Masters Tours, где игрокам давалась возможность за счет выигранных призовых попасть в число участников Grandmasters. Этого достаточно? Получается, что достаточно хорошо выступить на одном таком турнире и его призовых хватит, чтобы отобраться на Grandmasters.

Orange: Я не вижу ничего плохо в том, что победа в турнире серии Masters Tours позволяет тебе стать участником Grandmasters. Это здорово. Во-первых, получается красивая история успеха, во-вторых, выиграть такой турнир совсем непросто. Нельзя выиграть просто потому, что тебе несколько раз повезло вытянуть нужную карту. Плохой игрок никогда не выиграет Masters Tours. [Смеется] Конечно, меня рано или поздно ткнут в эти слова, но пока дело обстоит именно так. Felkeine и Dog заслужили свои победы. Люди мало знают о Felkeine, но он действительно хорош, даже если скромничает в интервью.

Ну и три турнира – это только пока. Серия Masters Tours стартовала в июне, и с тех пор турнир проводится каждые два месяца. Этого вполне достаточно.

Да, но на квалификацию для следующего сезона Grandmasters в 2019 году влияют только эти три турнира.

Orange: Это нормально. Если они поправят влияние размера денежного выигрыша на отбор так, что будет недостаточно «выстрелить» всего один раз и исчезнуть с поля зрения, то даже трех турниров Masters Tours хватит для справедливой квалификации.   

Хочешь что-нибудь добавить в завершение интервью? Поблагодарить фанатов, помолиться богу рандома…

Orange: Если и есть момент, когда надо надеяться на хорошие карты, то вот же он, да? Я бы хотел завершить интервью мыслью о том, что серия Grandmasters может стать отличной отправной точкой для Blizzard. У разработчиков уйма задач, но, мне кажется, они прислушиваются к игрокам. По сути, Blizzard уверяет, что этот год получился пробным, а в следующем люди привыкнут к формату и все наладится. Звучит не очень впечатляюще, но я надеюсь, что игроки в очередной раз наберутся терпения. Сообщество Hearthstone и так очень долготерпеливое, но в этот раз может получиться действительно стоящая вещь. Пусть пока и есть некоторые шероховатости.

Перевели gunfingers и pafnutiy, отредактировала stork, оформил wildstorm.

Наш канал в Telegram, присоединяйтесь:

@officialmanacost

Наша группа Вконтакте, присоединяйтесь:

vk.com/manacost

  • Дмитрий Соколов

    кстати.. где обещанный чуть ли не 3 года назад режим Турнира внутри игры? )) никто не знает?

  • Димакемдано

    Играл на прошлой неделе с ним ладдере, оранж консиднул на 5 ход

    • http://vk.com/id17688575 Олег Романов

      Ты бы ещё в рулетку сыграл с оранжем и рассказал как ловко ты обыграл его поставив на красное а он на чёрное

  • https://plus.google.com/109974790153916650490 Winnie -the-Pooh

    Какой умник додумался применить английскую транскрипцию к шведскому имени? Jon — это Йон, а не Джон.

    • HS-Manacost Admin

      Спасибо, исправлено

    • Умник

      Ты будешь очень удивлён, когда узнаешь, как в оригинале пишется имя Джона Сноу по книге в англоязычном варианте))

  • skillful_army

    Только по поводу специалиста — специалист всегда был лучше конквеста и когда только появился сразу показал своё огромное преимущество — очень тонкий декбилдинг и необходимость наигрыша на всех версиях деки. Самый главный плюс формата — обязанность близов быстро реагировать на ультимативность отдельных дек. Напомню, что обратный нерф галактики произошёл как раз после финала с двумя магами. А вот с конквестом можно до упора делать безразличное лицо, ведь результат часто решается в третьем матче. Специалист — лучшее решение близов за многие годы, отказ от него — факт того, что они не готовы вкладывать много сил в работу над балансом.

Комментарии для сайта Cackle