Вступление
«Вот черт! Он снова зачистил Освящением весь мой стол! Может быть я зря поставил 4 существа с 2 ед. здоровья…»
Сегодня я хочу поговорить об одной из самых основных концепций в игре — игре вокруг карт оппонента. Это очень важно во всех режимах игры, особенно на арене. В контрактеде вы можете определить колоду соперника по нескольким первым картам, поэтому становится проще играть вокруг его карт, зная чего можно ожидать. Например: если вы играете против Чернокнижника, который на первый ход ставит Огненного беса, то это Зоо архетип, и вы сразу продумываете стратегию игры именно против него. А вот на арене колоды абсолютно непредсказуемые. И даже, если вы увидели 29 карт оппонента, то оставшаяся 30я карта все равно остается для вас загадкой.
Тем не менее есть карты, которые на арене вы видите чаще других. Скорей всего многие из них будут как у вас, так и у вашего оппонента. Кроме этого есть карты, которые вы можете встретить в одной игре ста на арене. В этой статье я хочу рассказать как вам следует играть против обоих типов карт.
Цена
Для начала попробую кое-что разъяснить. Если вы не можете себе позволить играть вокруг определенных карт, но продолжаете это делать, то это громадная ошибка. И такую ошибку на арене игроки совершают очень часто. Но какую цену мы в действительности платим?
Рассмотрим одну из самых популярных карт, вокруг которых вам придется играть — Волна огня. Цена, которую вы платите играя вокруг нее, это темп и присутствие на столе. С одной стороны вы не можете выставлять много существ так как впустую потратите ману. С другой стороны, чем меньше у вас существ на столе, тем медленней вы убиваете противника и создаете меньше угрозы. А теперь представьте, что вы играете агрессивной колодой, цель которой как можно быстрее убить оппонента. Поэтому игра вокруг Волны огня может стоить вам победы, поскольку цена слишком высока. В таком случае оппонент просто доживет до своих больших существ и переломит ход поединка. При этом он победит, даже если не использует Волну огня. А если вы не будете играть вокруг Волны, то сможете заполонить стол своими существами и быстро убить противника. И представьте, что Волна так и не будет сыграна. Это еще сильнее увеличивает ваши шансы на победу. В итоге получаем, что игра вокруг Волны огня имеет слишком высокую цену.
Теперь представьте, что играете за Разбойника. У вас 11 единиц здоровье, одето оружие с 5 единицами атаки и два существа 3/2 на столе. Вы играете против Мага, который разыгрывает существо с характеристиками 5/5. Поскольку у оппонента много здоровья, то игнорировать его существо абсолютно нецелесообразно. У вас есть два варианта хода: убить вражеское существо оружием и опуститься до 6 единиц здоровья, либо отдать двух своих существ. Если вы выберете первый вариант, то рискуете быть убитым одним Огненным шаром. Вы можете сыграть вокруг этого, но заплатить высокую цену — контроль на столе. Если же вы сохраните ваших существ, то (в зависимости от вашей руки) сможете победить в следующие несколько ходов, поэтому игра вокруг Огненного шара в данном случае не оправдана. Запомните одну вещь — если существует вероятность, что противник топдекнет карту, которая вас убьет, то это не делает ход плохим. Ход можно назвать хорошим, если он приводит вас к победе с наибольшей вероятностью. В нашем случае цена игры вокруг Огненного шара очень высока. Отдав своих существ, вы затягиваете с леталом на несколько ходов, что дает вашему противнику больше вероятности достать из колоды карту, которая вас добьет.
Концепция цены крайне важна для успеха. Всегда сопоставляйте цену игры вокруг какой либо карты с вероятностью, что она будет у оппонента. К примеру, Смертокрыл. Это легендарная карта, поэтому встретится она не чаще, чем в пару сотен игр. При этом цена игры вокруг этой карты запредельно высока: вам нельзя выставлять слишком много существ на стол и при этом необходимо иметь возможность сразу же убить Смертокрыла, как только противник его разыграет. Очевидно, что вам проще считать, что Смертокрыла не может быть у оппонента. Конечно, вы скорее всего всего проиграете, если Смертокрыл действительно выйдет на стол. Но это будет всего лишь 1 игра из 100, в то время как попытка играть вокруг него будет стоить вам остальных 99 игр.
Вы никогда не сможете знать наверняка, какие карты есть у оппонента. Но есть определенные особенности арены, которые могут вам в этом помочь.
Редкость карт
Здесь правило очень простое: чем выше редкость карты, тем меньше вероятность, что она встретится. В основном колоды состоят из обычных карт и 6-7 редких. Если быть более точным то минимальное количество 4, а максимальное не ограниченно. Но скорее всего их будет не больше 10. В каждой второй колоде встречается эпическая карта. В каждой пятой — легендарная. Это говорит о том, что почти всегда вам предстоит играть против обычных и редких карт. При этом старайтесь основной упор делать на игру вокруг обычных карт. Конечно, не стоит забывать такие карты как Ментальный техник, который может полностью переломить ход игры. Кроме этого рассчитывайте и на эпические карты, если игра вокруг них практически ничего не стоит. Рассмотрим Световую бомбу Жреца. Нет смысла выставлять четвертое больше существо, ведь данная карта их с легкостью зачистит. Но и игру мы не отдаем, поскольку уже имеем три больших существа на столе.
В общем можно сказать, что не стоит слишком сильно беспокоиться об эпических картах и игре вокруг них, вероятность их появления очень мала. И последнее, НИКОГДА не играйте вокруг легендарных карт. Они и так встречаются не чаще, чем в одной колоде из пяти, а с учетом разнообразия, конкретная легендарная появится не чаще чем в одной из 200-300 игр.
Сила карт
Каждая карта, которую вы встречаете, сильнейшая из трех (если игрок правильно собирал колоду). Это означает, более традиционные карты встречаются намного чаще, чем остальные. Никто не возьмет Гончую Недр или Ветролет, если есть Спустить собак. Именно поэтому в первую очередь играйте вокруг наиболее сильных карт, ведь их появление более вероятно. В связи с этим вам не стоит играть вокруг Благословения силы или Поганище, но стоит опасаться Ментального техника или Несущегося кодо (все эти карты одинаковой редкости).
Вам не стоит опасаться Жертвенного договора в игре против Чернокнижника. Конечно существует вероятность, что у вашего противника будет эта карта, но вероятность этого ничтожно мала.
Существует прямая связь между этим правилом и количеством побед. Если вы дошли до 7 побед, то у вашего следующего противника очень хорошая колода, либо он очень хороший игрок (может быть и то и другое сразу). Если вы дошли до 10 побед, то будьте уверены, что у противника отличная колода, в которой большинство карт лучше среднего. Допустим это Паладин, значит у него с большой долей вероятности будет Серебряный клинок на 4й ход и в колоде есть несколько Освящений.
С другой стороны если вы играете на 11 победах с довольно слабой колодой, то будьте уверены, что у противника есть туз в рукаве. Карта, которая помогла ему забраться так далеко; легендарная карта, скажем, Доктор Бум или Рагнарос.
Подведем итог
Теперь, когда вы знаете основные правила, надо научиться применять их на практике. Обычно это приходит с опытом, и не стоит забывать, что рассуждения для каждого конкретного случая уникальны.
Для того чтобы решить, есть ли у противника та или иная карта, ответьте на следующие вопросы:
- Какой у вас счет? Если у вас уже много побед, то у противника сильная колода, в противном случае наоборот
- Сколько у противника карт в руке/сколько карт он не разыгрывает несколько ходов подряд? Если он не разыгрывает карту несколько ходов, это означает что карта ситуативная. Чем больше карт придерживает оппонент, тем больше вероятность того, что там именно те карты, вокруг которых стоит играть. Вы наверняка будете играть вокруг Кольца света Жреца, когда у него 8 карт в руке, но не стоит играть в случае если рука пуста
- Какая сейчас стадия игры? Обычно никто не оставляет ситуативные карты в стартовой руке. К примеру Друид никогда не оставит в стартовой руке Звездопад (даже если он один в колоде). Чем дольше длится игра, тем выше вероятность, что противник поднимет нужную ему карту
- Стоило ли оппоненту разыграть эту карту в прошлом ходу? Вам стоит обдумывать свои ходы с самого начала хода противника. Рассмотрим ситуацию, когда у вас на столе большое существо, и противник отдает в него троих своих. Это означает, что у него нет Сглаза. Или ситуация, когда у вас много мелких существ на столе, а противник не использует АоЕ. Скорей всего у него просто нет АоЕ заклинаний в руке.
Все это, конечно, предположения, но они могут быть достаточно точны, и опытный игрок может наверняка предугадать наличие у оппонента хорошего ремувала или, скажем, Ментального техника. Чем большей информацией вы владеете, тем лучше. Бывают и ситуации, когда информации не хватает, и вам остается только догадываться. После того как вы определили наличие карты у оппонента, задайте себе вопрос: «Можете ли вы позволить себе играть вокруг этой карты?»
Вернемся к нашему примеру с Волной огня. Вы играете быстрой Аггро колодой. Вы знаете, что сыгранная Волна огня означает ваше поражение. Но каковы наши шансы на победу, если мы будем играть вокруг этой карты? Все это зависит от вашей руки, вашей колоды, количества карт у противника. Скажем, вероятность победы составляет 25% в случае игры вокруг Волны огня. Это крайне мало. А теперь попробуем узнать, есть ли у оппонента эта злополучная карта. Ваш текущий счет 3-2, у оппонента 5 карт, 2 из которых он держит довольно долго. Ранее вы не разыгрывали больших существ, поэтому возможно там Превращение или иной ремувал, который жалко тратить на существ за 2-3 маны. Возможно там есть существа, которые он просто не выставляет, боясь потерять. Там может быть и Огненная глыба, которая дожидается своего времени добить вас. Кроме того наш оппонент играет вторым номером и мог разыграть Волну ранее. В итоге мы делаем вывод, что вероятность наличия и поднятия из колоды Волны огня составляет около 30%. Получается, если мы выставим на стол всю нашу руку, то проиграем с вероятностью в 30%, если противник зачистит весь стол.
Теперь подсчитаем вероятность победы в случае отсутствия Волны огня. У нас 5 существ на столе, а у оппонента 18 единиц здоровья. Мы убиваем его за 2-3 хода, даже если он выставит какое-нибудь крупное существо. Есть еще шанс проиграть в случае выхода Древнего исцелятора, но он не сильно распространен на арене. Получается при таком раскладе вероятность нашей победы около 80%.
Теперь сравним шансы на победу при осторожной игре и при агрессивной. Во втором случае мы можем сразу проиграть игру, но и шанс на победу гораздо выше. Правильный выбор в данном случае и определяет, победим мы в итоге или нет.
В нашем примере решение не играть вокруг Волны огня более привлекательно. Кроме того очень важно знать возможности своей колоды. Если вы правильно определите архетипы своей колоды и колоды оппонента, то станет намного проще выстраивать стратегию игры. При игре агрессивными колодами необходимо совершать более рискованные действия, надеясь, что противник не найдет определенных карт.
У меня часто спрашивают, как я высчитываю вероятность появления определенных карт, ведь я не знаю ни руки, ни колоды противника. Совершенно верно, я делаю лишь предположения. Это так же приходит с опытом игры на арене, после большого числа игр, ты уже представляешь какие карты чаще других встречаются у соперников, в каких ситуациях они их используют. Не расстраивайтесь, если ваши прогнозы поначалу не будут точны, с опытом вы повысите их точность.
Рассуждения о картах довольно сложный процесс. В следующем разделе я распишу основные карты, вокруг которых стоит играть.
Вокруг каких карт следует играть?
В каждом конкретном случае ответ будет разным и зависит от многих параметров, поэтому невозможно составить точный список. Тем не менее, я перечислю наиболее распространенные из них. В этой статье речь пойдет только о нейтральных картах. Если вам интересно узнать и классовых картах, то читайте следующую статью.
Ментальный техник
Пожалуй самая распространенная карта, вокруг которой вам придется играть. Не стоит выставлять на стол более трех существ в случае, когда оппонент долго придерживает пару карт. Не старайтесь играть вокруг него, если ни у кого из игроков нет карт на руках. И уж тем более не учитывайте его, когда он не сможет повлиять на игру (у вас 30 единиц урона а у противника 5 единиц здоровья; потеря одного существа не помешает вам донести последние 5 единиц урона). Если же вы выставляете более 4 существ, то заранее планируете, что будете делать, если Техник заберет одно из них.
Подрывники
Подрывники (Ошалевший подрывник и Чокнутый подрывник) очень популярны на арене. Не совершайте невыгодных разменов с целью сохранить свое существо с большим количеством здоровья, но и оставлять много существ с 1 ед. здоровья тоже очень опасно. Чаще выгодней оставить 2 существа с 2-3 единицами здоровья, чем 3 существа с 1 единицей, иначе на 5й ход Ошалевший подрывник накажет вас за это.
Священник син’дорай
В поздних стадиях игры играть вокруг этой карты бессмысленно, ведь усиление +1/+1 не так существенно. А вот на 3й ход стоит опасаться этой карты. Если на 2й ход оппонент выставляет существо 2/3, то ставить в ответ существо 2/3 очень опасно. Противник не только зачистит вам стол, но и его существо останется с 2 ед. здоровья, что не убивается за «пинг». В этом случае выбор между выводом существа 2/3 или 3/2 делайте в пользу второго варианта.
Глава культа
Это очень опасная карта на арене. Выставив его на стол после нескольких мелких существ, оппонент сможет набрать много карт и переломить игру в свою пользу. Очень сложно играть вокруг этой карты. Если честно, то и не следует этого делать. Старайтесь просто держать стол противника чистым, тогда Глава культа станет мертвой картой.
Кислотный слизнюк
Достаточно распространенная карта на арене. Если у вас оружия только с 2 единицами прочности, то не старайтесь играть вокруг Слизнюка. Но при этом не одевайте оружие, если не бьете им в этот ход. Убив всего 1 существо своим оружием, вы остаетесь в плюсе, а вот потеря «целого» (с полным запасом прочности) оружия лишает вас как карты, так и темпа.
Бранящийся сержант и Дворф Черного железа
Это очень хорошие карты для арены, ведь позволяют совершать крайне выгодные размены. Единственный вариант игры вокруг этих карт, это захват инициативы. Играйте так, чтоб размены совершали только вы (тогда противник не сможет усилить своих существ). Вожак лютых волков обладает схожим эффектом. Он дает +1 атаку, но усиливает сразу несколько существ. Если вы сможете держать стол противника чистым, тогда не придется опасаться этих карт.
Мистик Кезана
Мистик Кезана не особо распространенная карта. Характеристики 4/3 за 4 ед. маны достаточно слабые. Кроме того не всегда игроки берут секреты к себе в колоду. Играть вокруг Мистика Кезана практически невозможно, ведь шанс его появления очень мал, но не стоит совсем забывать об этой карте. Если можете, то вместо секрета разыграйте другую карту.
Бомбометатель
Очень хорошая карта для арены; встречать его вы будете достаточно часто. Самый лучший способ игры вокруг него заключается в увеличении количества целей. Чем больше у вас будет мелких существ на столе, тем выше шанс промаха у Бомбометателя по ключевой цели. Старайтесь не ставить на 5й ход существ с 4 ед. здоровья.
Несущийся кодо
Весьма хорошая карта для арены, поскольку часто меняется на 2 существа противника. Опять же, играть вокруг него очень сложно. Не оставляйте на 5+ ход одиночное существо с 1-2 ед. атаки на столе. С другой стороны можно улучшить ситуацию, выставив множество существ с характеристиками 1/1, либо к 5му ходу разменяйтесь всеми существами менее, чем с 3 ед. атаки.
Огненный великан
В обычных играх вам следует играть вокруг данной карты, а вот на арене предсказать есть ли она у оппонента очень сложно. С учетом того, что данная карта эпическая, вероятность ее появления весьма маленькая, поэтому не старайтесь играть вокруг нее. Исключение составляет ситуация, когда вы знаете о ее наличии у оппонента (повторно играете с одним и тем же соперником, либо получили ее через Украденные мысли).
Опытный охотник
Я не рекомендую играть вокруг этой карты. Очевидно, Опытный охотник разрушит ваше преимущество, но рано или поздно вы все равно выставите свое большое существо.
Рыцарь крови
Вам не стоит особо беспокоиться об этой карте. Разве что советую как можно быстрее тратить ваши Божественные щиты, чтоб не потерять их через «пинг». В таком случае нет смысла опасаться Рыцаря крови.
Заключение
Это была первая часть моей статьи. Рекомендую прочитать вторую часть, если хотите узнать о классовых картах.
Очень надеюсь, что вы поняли основную концепцию игры вокруг карт. Я обучал этом своих друзей и заметил, что они стараются играть вокруг всего подряд (типичная ошибка начинающего). Не всегда «безопасная» игра выгоднее агрессивной (особенно если у вас быстрая колода). Понимание вокруг каких карт стоит играть приходит с опытом, поэтому не отчаивайтесь, если сначала будет не все получаться.
Статья написана игроком Stonekeeper. Польский игрок, который неоднократно входил в топ #200 ранга легенда и имеет на винрейт арене свыше 75%.
Источник Перевел Петя aka Drima Оформил scazy