Привет, ребята! Добро пожаловать в третью часть моей серии «Играй, чтобы победить». Сегодня я хочу поговорить с вами о блефе в Hearthstone.
В спойлере ниже я напомню содержание первой и второй частей. Если вы их не читали или хотите освежить память, рекомендую заглянуть под спойлер. В противном случае можете его пропустить.
Ну что, преамбула закончилась. Приступим к третьей части!
Блеф как искусство, наука и психология
Блеф, во многих отношениях — весьма объемная тема, которую можно изучать по многим фронтам: логике, психологии человека, математике (особенно теории вероятности) и так далее. Я не эксперт, чтобы грамотно рассуждать о блефе по всем этим направлениям. Кроме того, раньше я играл в шахматы, а не в покер, так что не накопил большого опыта в блефе. Но как выпускник философского факультета я довольно хорошо понимаю логику и теорию игр и, доверяя своему опыту, буду говорить о блефе, в основном, с этой точки зрения.
Если логика и теория вероятности объясняют науку блефа, то где же мы можем найти тут «искусство»? Что ж, искусство блефа лежит в мастерстве его исполнения. Уверен, что многие из вас слышали выражение: «Важно не то, что вы говорите, а как вы это говорите». Я думаю, что эта поговорка четко формулирует природу блефа: мы можем использовать статистические данные, логику и т.д., чтобы найти оптимальное время для блефа, но в конечном итоге мы должны убедительно обмануть оппонента! А это требует совершенно иного мастерства.
Коротко: Наука блефа отвечает на вопросы «что? когда? почему?», психология блефа – на вопрос «как?». Искусство блефа успешно отвечает на все.
Три главных правила блефа
В этой части я хочу объяснить три правила успешного блефа.
- Правило №1 основано на совете Сунь Цзы из трактата «Искусство войны»:
- Хорошо, теперь давайте взглянем на главное правило №2
- Правило №3 успешного блефа
Что ж, эти ситуации вполне подходят в качестве введения в стратегию блефа. Теперь же я собираюсь поговорить о некоторых примерах блефа в Hearthstone. Я разделю блеф на нескольких различных категорий.
«У меня есть летальный урон… Честно-честно!»
- УСТАНОВКА: Этот вид блефа встречается в ситуациях, когда ваш оппонент предполагает наличие у вас летального урона, но на самом деле это не так.
- ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: Вы стараетесь убедить противника в том, что у вас есть летал, просто вместо быстрого завершения игры вы решили неспешно добить оппонента — то есть, поиздеваться (я называю это «плохими манерами»). Надежда здесь на то, что оппонент предпочтет сдаться вместо того, чтобы еще целую минуту или больше терпеть унижение.
Эта тактика в действии:
«Наука» такого типа блефа легко объяснима, но его «искусство» потребует времени и мастерства. Для достижения максимального результата вы должны глубоко понять человеческую психологию, поскольку есть множество факторов, способных увеличить/уменьшить вероятность того, что противник сдастся вместо того, чтобы терпеть ваши «плохие манеры».
Вот некоторые возможные факторы:
- Время, которые вы тратите (на весь ход, а также паузы между розыгрышем карт)
- Эмоции, которые вы демонстрируете (какие именно и насколько часто)
- Порядок, в котором вы играете карты
- Как вы наводите курсор мыши на игровые предметы
- Культурные различия (например, реагируют ли азиатские игроки на «плохие манеры» иначе, чем европейские/американские?)
- Время суток
- Рейтинг (какой ранг?)
- Арена (число побед) и т. д.
Я, честно говоря, не знаю, как все эти факторы влияют на решение игрока сдаться. Посмотрите этот ролик. Обратите внимание, как Охотник использует эмоции и делает паузы между розыгрышем карт. Здесь я привожу пример, в котором цель Охотника — попытаться заставить оппонента сдаться. Я пошагово постараюсь объяснить, как можно оказать наибольшее психологическое давление на соперника, чтобы он сдался (пример читать не обязательно, суть статьи от вас все равно не ускользнет).
КАК ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ: Такой блеф достаточно легко парировать — всегда будьте терпеливы к «плохим манерам» противника, до самой последней секунды. Например, если у вас осталось 14 жизни, а Друид играет Силу природы, не сдавайтесь, даже если он начнет спамить «извини» и перебирать карты. Подождите, пока не увидите Дикий рев, и лишь тогда сдавайтесь.
«У меня есть секрет…»
Такой вид блефа тоже достаточно прост: все, что вам нужно — это секрет.
- УСТАНОВКА: Это блеф для ситуаций, когда ваш оппонент ожидает, что вы сыграли определенный секрет (например, Взрывную ловушку), а вы на самом деле поставили совершенно другой (например, Змеиную ловушку).
- ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: Ваш оппонент будет играть вокруг определенного секрета. Мы же, играя вокруг ложного секрета, надеемся получить дополнительную выгоду.
Давайте начнем с простого примера: Идет девятый ход, и у вас в руке единственное существо — Изера. Ваш оппонент Мех Маг сыграл секрет на предыдущем ходу. Опасно ли разыгрывать Изеру в этой ситуации? Пожалуй, очень опасно, поскольку появление второй Изеры (от Отраженной сущности), скорее всего, приведет к концу игры.
Давайте представим такую ситуацию, хотя на самом деле у Мага стоит Ледяная преграда. В этом случае блеф принес ему большую выгоду: он не только дал Магу +8 к броне (после срабатывания секрета), но и значительное лидерство по темпу и контролю (то есть, Друид не сыграл Изеру из-за опасности «отзеркаливания»).
Необходимое условие для успешного блефа такого типа — это обоснованное предположение о наличии секрета «X». Это предположение должно опираться на особенности меты и/или текущей игры.
Например, большинство Мех Магов играют с Отраженной сущностью, следовательно, ее будет ожидать ваш оппонент. Но если ваша сборка Мех Мага вместо нее использует Раздвоение, вы, вероятно, обманете многих противников.
Что касается «текущей игры», то вы, к примеру, можете «превратить» Морозную ловушку во Взрывную, сыграв Метку охотника на самое толстое существо. Или вы можете заставить Змеиную ловушку выглядеть Морозной, убивая всех своих маленьких существ… и так далее…
Давайте посмотрим, как Amaz использует эту технику:
В этом ролике Amaz блефует с секретом — Чароплетом. У Amazа 6 единиц здоровья, и все, что Шаман должен сделать, чтобы выиграть — это атаковать в лицо. Но, к сожалению, для Шамана это нелегкое решение. Просто посмотрите на доску с точки зрения Шамана:
- Amaz играет секрет вместо других карт в руке. Либо он блефует, либо сыграл секрет именно потому, что он полезен. Я (Шаман) должен опасаться последнего варианта.
- Есть три секрета, которые спасут Amaza: Ледяная глыба, Ледяная преграда или Обращение в пар. Другими словами, сыграв секрет, Amaz мог создать «реальную угрозу».
- …и если у него один из этих трех секретов, потеряю ли я преимущество?
Ответ на вопрос из пункта №3 на самом деле может быть положительным: с 17 жизнями и 9 единицами урона на столе оппонента Шаман может умереть от нескольких вещей — например, от Огненной глыбы.
Шаман находится в сложной ситуации, и сначала ему кажется, что из нее есть два выхода (после того, как он убедился, что секрет — не Антимагия и не Отраженная сущность):
- Шаман бьет в лицо и понимает, что противник блефовал. Шаман выигрывает.
- Шаман бьет в лицо, но противник не блефовал, и в этом случае Шаман может проиграть.
Есть и третий вариант, который якобы позволит Шаману сохранить контроль. Что делает блеф Amaza таким хорошим, так это то, что третий вариант весьма заманчив для Шамана: будучи впереди по картам, при хорошем размене, он, вероятно, может выиграть эту долгую игру (таким образом, блеф означает, что Amaz полностью потерял контроль над ситуацией, в которой у Шамана по-прежнему есть шанс).
В конце концов Шаман выбрал «долгую игру», и оно того стоило — я думаю, что Шаман хорошо отыграл ситуацию. Блеф, подобный этому, лучше всего выглядит в тех случаях, когда у противника действительно есть веские причины не отвечать на него.
КАК ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ: К сожалению, сделать это не так просто, и частенько вы будете попадаться на этот вид блефа. Это не «чистый блеф» (как, например, приведенный выше «У меня есть летальный урон…»), а своего рода «зубастый» блеф. Я имею в виду, что наказание за ваше недоверие, когда соперник не блефовал, часто бывает суровым, и даже когда он блефовал, а вы раскусили обман, он все еще может извлечь немалую ценность из любого секрета.
Лучшая защита тут строится на правиле «предупрежден — значит, вооружен»: внимательно присмотритесь к мете и к возникающим в игре подходящим моментам (например, Вкусный зомби/Вестник рока являются отличными целями для Отраженной сущности противника). И против Антимагии лучше потерять Свет небес, чем Возложение рук.
«У меня есть *такая* карта в руке… Честно-честно!»
- УСТАНОВКА: Это блеф в случаях, когда вы действуете так, «как будто» имеете в руке определенную карту (то есть сознательно сливаете информацию оппоненту).
- ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: Ваш оппонент будет играть вокруг этой карты. Смысл в том, чтобы извлечь выгоду от игры противника вокруг нее.
Прежде, чем объяснить подробнее, приведу небольшую справку:
В Heartstone существуют четыре основных вида целей для заклинаний и способностей:
- Ваши существа;
- Вражеские существа;
- Герой противника;
- Ваш герой.
Некоторые заклинания/способности ограничены одним видом цели (например, Коварный удар бьет только по цели №3), в то время как другие карты можно использовать на разные цели (например, Знак дикой природы можно сыграть на цели №1 и №2), а некоторые — на все виды целей (например, Темная бомба).
Карты, которые можно сыграть на нескольких видов целей, очевидно, являются более сильными благодаря большой гибкости. Но такие карты также имеют «скрытое свойство»: они могут маскироваться под нечто другое!
Когда ваш противник видит, как загораются маленькие красные стрелки, он пытается интерпретировать, что это означает (хорошие игроки могут даже предсказать только по стрелкам, над какой картой вы раздумываете). В общем, красные стрелки — это источник бесплатной информации.
Например: представьте, что вы играете против Шамана и каждый ход видите, что он «зависает» с картой над одним из своих существ. Возникает два вопроса:
- Как вы думаете, что это за карта?
- Какая это карта вообще может быть?
С ответом на первый вопрос, я думаю, большинство уже догадалось — это Камнедробитель. Девять из десяти, что ваше предположение верно.
Во второй части моей серии я пытался объяснить, что предоставление оппоненту бесплатной информации — всегда плохая идея. В данном случае Шаман «телеграфирует» вам наличие Камнедробителя, и теперь вы можете использовать эту информацию для улучшения эффективности своих ходов. Существует, однако, маленькое, но необходимое уточнение: утечка бесплатной информации замечательна, если это ложная информация!
Теперь вернемся ко второму вопросу, заданному выше: «Какая это карта вообще может быть?» Ответ: «Почти любая!». Так вышло, что большинство заклинаний Шамана могут нацелиться на несколько типов мишеней (например, Земной шок, Сглаз, Разряд и т.д.).
Это приводит нас к интересному выводу: действительно ли у Шамана есть Камнедробитель или Шаман просто хочет, чтобы мы так думали? Иными словами — блефует ли Шаман?
Чтобы успешно блефовать таким образом, мы должны вспомнить тактику «реальной угрозы». Ниже вы можете увидеть мои крутые навыки в Фотошопе 🙂
На этой картинке цель в том, чтобы попытаться замаскировать Сглаз под Камнедробитель. Слева — пример, когда блеф может быть удачным, поскольку выгодный размен Сквайра авангарда под Камнедробителем с Уборочным големом — это разумный ход (то есть, угроза является реальной). Справа — неудачный пример: в отсутствие угроз никто не будет играть Камнедробитель на Сквайра авангарда, чтобы просто ударить в лицо. Короче говоря, эта угроза не заслуживает доверия.
- Обновлено: Мне тут указали на небольшую ошибку. Картинка слева на самом деле не демонстрирует угрозу, которой можно «доверять», поскольку большинство хороших игроков, скорее всего, сыграли бы Камнедробитель на себя, чтобы убить голема (и сохранить Сквайра в живых). Так что для примера представьте себе, что Камнедробитель может нацелиться только на ваших существ. В таком случае пример будет верным.
Прежде чем двигаться дальше, нужно сказать еще одну вещь об этом виде блефа: ваша игра должна быть сильнее или примерно такой же, какой она была бы с той самой картой в руке. Давайте представим, что я большую часть игры старательно убеждал своего оппонента, что Сглаз в моей руке — на самом деле Камнедробитель.
И теперь мы пришли к ситуации, когда у меня на доске существо 1/1, а у оппонента — туша 30/3. В этом случае Камнедробитель на существо 1/1 будет сильным ответом. Теперь, если я хочу, чтобы противник по-прежнему думал, что у меня есть Камнедробитель, я должен найти карту, которая справится с существом 30/3 так же хорошо (или лучше), чем Камнедробитель (например, Молния).
Точно так же, если у меня есть Молот Рока, а мой оппонент опустился по здоровью до 10 (или меньше), уловка «мой Сглаз на самом деле Камнедробитель» не сработает (так как будь у меня Камнедробитель, я бы без вопросов выиграл).
Хочу показать вам веселый ролик про попытку такого блефа:
https://www.youtube.com/watch?t=91&v=iELw52_ZFg4
Давайте поговорим о том, что я пытался сделать, прежде чем выясним, что произошло на самом деле.
Прицеливаясь в своего Паладина-рекрута 1/1 Молотом гнева, я как бы пытался намекать противнику, что у меня есть Печать королей. Первое, что нужно отметить — угроза является «реальной», поскольку раскачанный рекрут справится с Разъяренным воргеном 3/5.
План был ждать до веревки, а в последнюю минуту взять Серебряный клинок и разобраться с воргеном. В принципе, я пытался заставить оппонента думать, что я нахожусь перед трудным выбором: «Сыграть ли Печать королей или Серебряный клинок?». Но на самом деле у меня был только вариант (Серебряный клинок).
Надежда была на то, что в течение ближайших нескольких ходов оппонент будет «играть с опаской»: с Печатью королей малыш 1/1 быстро станет 5/5, и с ним Жрецу уже придется считаться в будущем. Заметьте также, что ролик иллюстрирует правило, о котором я говорил выше: Серебряный клинок по силе примерно равен (а, возможно, и превышает) Печать королей. Ролик показывает, как работает такой вид блефа.
А теперь давайте поговорим о том, что произошло на самом деле: я кликнул не туда… и вместо того, чтобы вернуть карту в руку, на четвертом ходу со всей дури стукнул Молотом гнева себе в лицо. Игра закончилась (что неудивительно) моим сокрушительным поражением, и Арена для моего Паладина завершилась со счетом 11-3. 🙁
Пусть это будет вам уроком! Блефуя так, не промахнитесь этой гребаной мышкой!!
КАК ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ: лучшая защита от такого блефа — держать свой ум при себе. Рассматривайте угрозу как «реальную», и когда увидите, как оппонент нацеливается куда-то, не убеждайте себя, что у него карта «X» в руке. Короче говоря, вы просто должны быть осторожнее и убедиться, что вы принимаете решения, не полагаясь лишь на информацию, полученную с помощью красных стрелок.
Смешанная скорость игры
Это будет короткий кусок, поскольку большую часть по этой теме я уже рассказал либо во второй части статьи, либо выше.
- УСТАНОВКА: У этого блефа две установки: 1) Вы играете очень быстро или 2) вы играете невозможно медленно.
- ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: В любом случае — надежда на то, что ваш оппонент посчитает, что ваша рука намного сильнее, чем есть на самом деле; как следствие — он будет играть более осторожно, чем это необходимо.
Во второй части статьи я предположил, что вы всегда должны ждать веревки, но сейчас я противоречу сам себе, утверждая, что иногда играть быстро — это хорошо. Урок в том, что сложные игры не сводятся к простым правилам.
В своей статье «Игры разума» игрок Kamsh приводит пример «блефа быстрой игры», который включает в себя молниеносное разыгрывание секретов, после которого сразу же следует эмоция «извини». Смысл в том, что скорость (и уверенность), с которой это происходит, должны убедить противника в том, что вы поставили Ледяную глыбу, и заставить его играть соответственно.
Те из вас, кто прочитал пример Охотника с «плохими манерами», наверное, помнят, как я предложил мгновенно выбрать карту, сыграв Выслеживание, вместо того, чтобы раздумывать. Здесь действует тот же принцип.
Короче говоря: скоростная игра подразумевает уверенность, а уверенная игра подразумевает силу. Помните совет Сунь Цзы в начале статьи? «Если ты слаб, притворись сильным». Мы уже нашли способ сделать это в Hearthstone.
А как насчет очень медленной игры? Играя медленно, наведите курсор мыши на несколько карт, и ваш оппонент будет волноваться о том, что у вас есть несколько хороших ходов. Короче говоря, ваша задача — убедительно доказать вашему противнику, что у вас в руке несколько хороших вариантов.
Во второй части этой серии я назвал три причины того, почему ждать веревку на каждом ходу — это хорошо. Теперь к ним можно добавить четвертую: Веревка можете ввести оппонента в заблуждение о том, что наша рука намного сильнее, чем есть на самом деле. В спойлере ниже я приведу пример этой идеи в действии.
КАК ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ: Если ваш оппонент играет медленно, то попробуйте сначала предположить, что у него действительно трудный выбор, и лишь потом спросите себя, блефует ли он. В принципе, я бы не стал беспокоиться о защите себя от такого вида блефа, потому что большая часть времени в медленной игре тратится просто на честную попытку понять и сориентироваться в сложной ситуации.
«Это была ошибка… Честно-честно!»
Я собираюсь закончить эту статью на обсуждении эмоции «ой!».
- УСТАНОВКА: Вы делаете вид, что все плохо (хотя на самом деле довольно хорошо). Затем с помощью эмоции «ой!» сообщаете противнику, что ошиблись.
- ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: Оппонент должен поверить, что эмоция была искренней, и вы вправду сообщили об ошибке. Снизив таким образом его бдительность, мы надеемся, что он не устоял перед сыром и попал в мышеловку!
Блеф с участием эмоций работает еще и потому, что многие игроки не считают эмоции «частью игры». Когда они используют эмоции, это является не частью продуманного хода, а, скорее, искренним желанием общаться. Действительно, я часто говорил «ой!», когда считал, что противник сделал плохой ход (в конце концов, почему бы не помочь другому игроку улучшить навыки игры?), а также извинялся за удачный для меня рандом.
Но эта серия статей не о пользе, а о победе. И в этом смысле мы должны рассматривать эмоции как еще один инструмент, который можно использовать как часть грандиозного макиавеллевского плана по получению выигрыша любой ценой.
Давайте посмотрим на эту идею в действии:
В этом ролике игрок за Милл Друида бьет Клирика Североземья силой героя. Использование эмоции «ой!» должно сообщить противнику: «Вот дерьмо! Я только что сделал глупую ошибку, забыл, что ты сможешь взять карту». Была ли эмоция эффективной? Сложно сказать. Может быть, Жрец полечил существо, потому что ему действительно нужна была карта. В таком случае, возможно, эмоция не оказала никакого влияния на решение Жреца. А может быть, именно эмоция убедила Жреца полечить Клирика.
Независимо от рассуждений Жреца, я хочу отметить, что такая игра является рискованной: либо оппонент поверит вашей хитрости, либо нет.
При игре за любой другой архетип Друида удар Клирика силой героя почти всегда является ошибкой. И риск именно в этом: умному противнику удар Клирика + эмоция «ой!» дает бесплатную информацию (то есть, таким действием Друид «телеграфирует», что он Милл Друид, а не какой-нибудь другой архетип). Плюс, однако, в том, что если приманка сработает, Друид будет на одну карту ближе к победе!
Короче говоря, вы должны использовать этот блеф с учетом того, насколько в него поверят оппоненты: на 20 ранге, игроки, скорее всего, искренне поверят, что вы сделали ошибку, ударив Клирика, и следовательно, полечат его и возьмут карту. Но на легендарных рангах игроки соображают лучше и, следовательно, более вероятно, что вам в ответ скажут «спасибо». Но поблагодарят вас не за ошибку, а за то, что вы подарили большой, смачный, сочный кусок информации о вашей колоде.
Вот еще один пример тактического использования эмоций из моей игры на Арене:
https://www.youtube.com/watch?v=iELw52_ZFg4
Как мы видим, на третьем ходу у Чернокнижника есть несколько вариантов (и ни одного хорошего). В конце концов я решил бросить Темную бомбу на Танка-паука и сразу же сказал «ой!». Надеюсь, что мой оппонент подумал, что я сделал ошибку: «Вот дурак! Он, видимо, просчитался и решил, что бомба убьет паука» вместо того, чтобы подумать, что я готовлюсь зажечь большое Адское пламя на следующий ход.
Так вышло, что противник посочувствовал моей «ошибке», а затем поджарился в Адском пламени. Как и в примере с Друидом, здесь нельзя точно сказать, помогла ли эмоция мне или нет. Возможно, моя игра «телеграфировала» сопернику грядущую зачистку стола, так что я сильно рисковал.
КАК ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ: Знание меты может вам сильно помочь, ну, и держите ваш ум при себе. Если кто-то «болтает» с вами, всегда помните, что это может быть частью хитрого плана. Подумайте о том, как оппонент может попытаться воспользоваться ситуацией. Если никаких очевидных преимуществ для него не наблюдается, то, возможно, он на самом деле просто любит общаться.
Бонусный ролик!
Прежде чем завершить эту статью, я хотел бы показать вам игру Lifecoach на турнире Seat Story III:
http://www.twitch.tv/taketv/b/648200110?t=6h32m23s
Позвольте мне кратко объяснить, что здесь произошло. Lifecoach хочет сыграть Сумеречного дракона, но проблема в том, что у Друида может быть немота (Хранитель чащи). Lifecoach уважает своего противника (Maverick). «Уважение» здесь, в частности, означает следующее: Lifecoach предвидит, что Maverick отлично знает, как играть Друидом, а значит, скорее всего, придержит Хранителя чащи до выхода дракона на четвертом ходу.
Знание о наличии Хранителя чащи делает розыгрыш дракона слабым ходом.
Поэтому Lifecoach решает «блефануть» с Призывателем Бездны. Цель блефа — приманить немоту от Друида, что сделает дальнейший розыгрыш дракона гораздо более безопасным.Поскольку демонов на руке нет, немота на Призывателя Бездны ничего не изменит, но Друид не знает об этом.
С точки зрения Друида простой размен с Призывателем Бездны рискован, так как если на стол выйдет хороший демон, то Чернокнижник получит огромное преимущество по темпу, поэтому Maverick играет на него немоту! Что ж, блеф удался!
Вывод
Это заключительная, третья часть моей серии «Играй, чтобы победить». Надеюсь, вы узнали о блефе кое-что, что можно включить в свои игры ради забавы и выгоды.
Но прежде, чем я закончу, остался один вопрос: «Как эффективно блефовать?». Я все это время учил вас блефу, но ни разу не сказал, о чем вам стоит волноваться. Чтобы ответить на этот вопрос, еще раз повторю то, что говорил во второй части серии. «Как эффективно блефовать?» Мой ответ где-то между «я не знаю» и «не имеет значения». В первой части я говорил, что «игра на победу» означает брать все преимущества, которые только мы можем получить. Помните, что размер преимущества при этом менее важен, чем сам факт его использования.
И на этой ноте позвольте закончить.
Источник, перевела Bearnet, оформил mus1q.