Часть 1: Базовые знания aka «Разбойник для новичков»
От автора
После выхода дополнения гайды пишут особенно много. Это замечательно, хотя большая часть из них, увы, мусор. Не только потому, что плохо написано. Как правило, авторы занимаются разбором отдельных колод и редко выходят за его рамки. Это общепринятый подход, но в условиях неразберихи в мете, когда колоды меняются как перчатки, не думаю, что данный подход оправдан.
Тем более, что с появлением «Гоблинов и Гномов» львиная доля литературы по Hearthstone пришла в негодность, а значит, мы практически остались без актуальной теоретической базы. Ее восстановление – задача амбициозная, и в одиночку ее не одолеть. Тем не менее, размышляя в этом ключе, я решил написать серию статей (гайдов, если угодно). В идеале таких серий должно быть девять, но торопиться не будем. Как видно из названия, эти статьи посвящены Разбойнику и будут полны хитростей, приемов, серий приемов, знаний, советов и прочих ништяков. Почему Разбойник?
Причин несколько, назову две.
1. Так сказать, это моя специализация. На текущий момент я четыре раза брал легенду различными вариациями Разбойника (в том числе в декабре, после дополнения). Играю под ником eZdra. Мои прошлые гайды, возможно, вам попадался:
- Война стилевых предпочтений (Rush vs Control)
- Подробный Гайд Hearthstone: Миракл-Малигос и Миракл-Токен Разбойник в текущей мете + Видео-гайд от Манакост. Вся статья за 5 минут!
- Hearthstone. Невинные жертвы Наксрамаса
2. Сейчас Разбойник самый непопулярный класс. В русскоязычных и англоязычных сообществах то и дело появляются комментарии в духе: «миракл мертв, Валира никогда не станет прежней, жизнь — боль». Мне же (и я не одинок) сдается, что Валира вновь обещает стать сильной как никогда. Как бы то ни было, ее будущее – вопрос неоднозначный.
Введение. Краткая характеристика
Будем последовательны, друзья, и прежде чем приступить к насущным вопросам, уделим немного внимания базовым понятиям. Опытные игроки Валирой могут смело забросить чтение ровно на этом месте, потому как первый гайд серии более ориентирован на неопытных и совсем новичков. Новички, однако, тоже не обольщайтесь, здесь вы не найдете колоды на базовых картах, потому что Разбойник на базовых картах – немощный и совершенно бессмысленный «соплежуй». В свое время я все не мог понять, как вообще этим можно победить.
Непонимание породило интерес и впоследствии большую симпатию к данному классу. Я убежден, именно на нее (симпатию) и стоит прежде всего полагаться при выборе своего класса. А если вы новичок без основательного доната – выбирать придется.
Представление о потенциале каждого класса, его уникальных особенностях, слабостях, одним словом, характере, должно бы существенно облегчить этот выбор, но об этих вещах почти не пишут. Базовые же карты дают лишь смутное представление о классе. В случае Разбойника и того меньше. Так что, прежде чем приступим к освоению высшей техники пилотажа на Валире, попробуем ее охарактеризовать.
Забегая немного вперед, приведу краткую субъективную характеристику для ленивых. Разбойники – великие комбинаторы. Они уважают тактический расчет. Им мало победы, им важно победить изящно. Они очень гибкие, и умело подстраиваются под изменения вокруг, даже если те касаются их напрямую. Разбойники универсалы, они не боятся трудностей и не знают непреодолимых препятствий (хотя с недавнего времени у них появился злейший враг). Этот класс для тех, кто любит авантюры, кто ценит разнообразие выше стабильности.
И последнее: на сегодняшний день только на базе Разбойника можно собрать топовую конкурентоспособную контроль-колоду без (внимание!) карт Наксрамаса и легендарок.
Уникальные особенности Валиры
Разбойник — один из пяти классов, способных носить оружие, но в отличие от остальных это стало его классовой способностью. По изначальной задумке разработчиков Разбойник мог накапливать атаку на своем клинке много-много раз, а затем заканчивать игру одним ходом. Как видим, они отказались от этой идеи.
Сегодня классовая способность Валиры сопоставима со способностью Малфуриона. Это возможность нанести единицу урона любому персонажу противника, незащищенному провокатором. Атакуя существо, мы получаем урон и, в отличие от друида, полный. Однако мы можем за 2 маны атаковать две цели, друид же потратит на такую роскошь 4 маны. Стало быть, наша способность выигрывает темп, жертвуя здоровьем, разумеется. Учитывая, что Разбойник не имеет своей возможности лечиться или наращивать броню, это была бы худшая классовая способность в игре, если б не ее взаимодействие с парочкой карт.
Речь о Смертоносном яде, Шквале клинков и Оружейном механомасле, недавно пополнившим ряды. Эти карты составляют без малого треть силы Разбойника. Их потенциал не был бы раскрыт без классовой способности, и наоборот. Такая строгая зависимость одного от другого характерна для Разбойника. Она прослеживается практически во всех его картах и, конечно же, в его основной фишке – серии приемов (combo).
Комбо, или серии приемов, не представлены в базовых картах, а жаль. Думается, это самая лаконичная и емкая метафора всего класса, если, конечно, их можно назвать метафорой. Серия приемов – дополнительный эффект, превращающий посредственные, даже плохие карты в одни из лучших по соотношению цена/качество.
Этот эффект позволяет выиграть темп, захватить инициативу, нанести внезапно огромный урон и т.д., но чтобы его активировать нужны карты, дешевые карты. Поэтому в арсенале Разбойника много очень дешевых карт. Они не обладают сокрушительной силой, но в комбинации друг с другом творят самые настоящие чудеса. Отсюда первое правило Разбойника: мыслить комбинациями. Наша колода – это множество комбинаций, а не 30 отдельных карт. Наши карты работают парами, тройками и только так приносят нам победу.
Основная проблема
Разбойник, пожалуй, единственный класс, для которого разыграть 5 и более карт за ход – в порядке вещей. В этом его главная сила и одновременно проблема.
Во-первых, эффективность комбинаций зависит от: 1) участвующих элементов и 2) их последовательности. Нам придется много и внимательно считать, ведь элементов множество, и от перемены мест слагаемых меняется все.
Увы, последовательность в Hearthstone не та вещь, которую мы всегда можем контролировать. Какая-то карта может затеряться в колоде, и вся наша комбинация сыграет в полсилы. Безусловно, все классы подвержены этому риску, но в случае Разбойника он несколько выше. Разбойник, отчасти раскладывает пасьянс.
Опять же, ввиду строгой зависимости карт друг от друга, Разбойник невероятно зависим от добора – это во-вторых. При этом его собственные методы добора весьма специфичные и требуют дополнительных условий, чтобы не вылиться в катастрофическую потерю темпа. Эта проблема привела к появлению принципиально разных архетипов.
Разновидности Разбойников. История
Старший из них – Темпо-Разбойник (гайд по темпо разбойнику). Утверждать, что данный архетип решил упомянутую проблему не вполне корректно. Вернее было бы сказать: темпо-разбойники решили ее не касаться, ведь на момент их появления она не стояла так остро. В те лихие времена Разбойник имел более веские основания для агрессивного старта, благодаря высоким характеристикам главаря братства. Ставку Темпо-Разбойники делали на существ.
Из классовых заклинаний в колоды шел самый минимум – дешевые ремувалы, позволяющие устранять угрозы как бы мимоходом, обеспечивая превосходный старт. То есть, можно сказать, потенциал Разбойника в колодах этого архетипа использовался лишь частично, но этого хватало. Темпо-роги заработали славу крепких, агрессивных, могучих бойцов. Они и сейчас у всех на слуху, притом, что уже полгода не встречаются в турнирах и крайне редко попадаются в ладдере. Однако «Гоблины и Гномы» открыли перед темпо новые возможности.
Второй архетип – злополучный Миракл-Разбойник (гайд по миракл-разбойнику). Хотя, конечно, никакой он не второй. С момента бума популярности этого архетипа (2-3 рейтинговый сезон) и до самого выхода «Гоблинов и гномов» по меньшей мере 9 из 10 Разбойников играли различными вариациями миракла. Сейчас эта ситуация меняется, но в какую сторону – трудно сказать. Налицо некоторая путаница с названиями. Фактически же, когда мы говорим Разбойник, мы почти всегда подразумеваем «миракл», потому как именно этот архетип полноценно выразил потенциал самого класса, его суть.
В двух словах, миракл – это колода с немереным количеством способов добора. Причем, добора так много, что колода буквально прокручивается. Такая прокрутка возможна благодаря способности Гоблина-аукциониста, и именно на нее указывал изначально сам термин «miracle», пришедший из MTG.Но за годовую практику в Hearthstone понятие обросло дополнительными приметами: характерная структура колоды, огромный магический арсенал и, конечно, комбо. Собственно, ради него-то все и затевалось. Помимо множества маленьких комбинаций, ранее в миракл-колодах имелось большое сокрушительное комбо, способное разом закончить игру.
Первые «санкции», оглашенные после Наксрамаса, лишили Разбойников этой роскоши. Те пустили слезу, но быстро оправились и продолжили крутить колоды, потому что преимущество по картам оказалось серьезным делом, да и весело это – колоду крутить. Вторые санкции последовали незамедлительно, и ударили по самому сердцу миракл-колод – Гоблину-аукционисту. Это стало одной из причин кризиса, который мы теперь наблюдаем.
Без лечения, но с оружием, и букетом агрессивных дешевых заклинаний, Валира, разумеется, всегда имела еще один архетип — аггро (гайд по агро разбойнику). Раш никогда не были ее основным профилем, но до выхода Наксрамаса и дальнейшей тирании Рексара аггро-роги благополучно обитали в ладдере. Техническая революция гоблинов и гномов пообещала этому архетипу новую жизнь. На нее же надеется и милл-рога – специфичная разновидность с одной из самых необычных стратегий в игре.
Что характерно, каждый из перечисленных архетипов, в особенности миракл, имеет несколько подвидов, которые значительно отличаются между собой. Можно сказать, Разбойник – класс с наибольшей вариативностью, хотя она не реализована в полной мере и вряд ли является преимуществом. Как бы то ни было, каждую разновидность с их образцовыми колодами мы рассмотрим в дальнейших гайдах.
Первый крафт
А пока не заморачивайтесь. Если вы новичок, первое, о чем вам стоит задуматься – 560 пыли. Это минимум, без которого не рекомендую даже браться за Валиру. Ее базовым картам просто не с чем толком взаимодействовать, так что все они не стоят пары огненных шаров.
Удивительным образом, но всего 560 пыли изменят эту ситуацию кардинально. Независимо от того, каким архетипом вы планируете играть в будущем (а задуматься об этом стоит уже сейчас), первую пыль пустите на крафт следующих карт: Агент ШРУ, Потрошение, Шквал клинков, Оружейное механомасло. По две копии каждой карты, итого 560. С этим уже можно не просто играть, а получать удовольствие. Уже этого скромного набора будет достаточно, чтобы понять, подходят вам кинжалы, или нет.
Следующая цель – Лазурный дракон (2) – опорная карта в колодах темпо и Миракл-Разбойника и, пожалуй, одно из лучших редких существ. С драконами все наши заклинания, особенно Веер клинков, заиграют в новом свете.
Если же выбрали путь аггро – сфокусируйтесь на механизмах, таких как Авто-брадобрей, Механосборщик, Железный сенсей, Раздражатор, Уборочный голем, и т.д., а также первых дропах (Мастер шестеренок, Лепрогном, Заводной гном). Большинство из этих карт пригодится и для создания темпо колоды. Благо, почти все карты обычные, и крафтятся быстро.
Но, как ни странно, сценарий с мираклом проще, хоть и имеет «низкий старт». Действительно, можно собрать очень бюджетную и стабильную (в отличие от аггро) колоду. Но без двух экземпляров Подготовки не обойтись. Это 800 пыли. Рекомендую сперва укрепить ряды такими существами как Служитель земли, Учительница магии, Чудо-обнулятор Х-21, Древний исцелятор. Почти нет смысла крафтить Гоблина-аукциониста до подготовок, но после он пригодится, хотя бы в одном экземпляре.
Первая колода
В общем-то, это все. Из всего перечисленного уже можно собрать рабочую Миракл-колоду, например, вот такую:
Не скажу, что это чудо современного декбилдинга. Это простенький бюджетный миракл, скромная колода, которая прокатила меня винстриком с 16-го по 10-й ранг чуть больше, чем за час во второй день текущего сезона. Разумеется, такие карты, как Эдвин ван Клиф, Маг крови Талнос, Изрыгатель слизи, Лотхиб здесь напрашиваются.
Но всему свое время. С этой колодой без карт Наксрамаса и легендарок вы не только научитесь играть Миракл-Разбойником, но и здорово продвинетесь в играх на рейтинг. Вообще благодаря новеньким исцеляторам и маслу, Миракл-Разбойник, пожалуй, лучший архетип для борьбы с аггро. Поэтому подниматься в ладдере такой колодой очень легко.
Но не все так радужно. Одержать этой колодой победу над контроль-воином практически за гранью возможного. Что ж, не удивительно, что контроль колода за 2340 пыли проигрывает контроль воину. К счастью это единственный по-настоящему плохой матч, но именно он не позволит вам взять легенду этой колодой. Добраться же до первой пятерки у вас получится.
Полезные советы
Конечно, мне легко рассуждать, а ведь для новичка без доната накопить 2000 пыли – настоящая проблема. Как быть? В первую очередь, определиться, какой класс вам нравится. Это проясняется само собой, когда выполняешь дейлики. Далее понять, каким архетипом, какой колодой вы хотите играть. Помните, любая колода – штука переменчивая, пусть она будет вашим ориентиром, а не конечной точкой.
После этого начинайте копить пыль. Это значит пылите все, что не подходит вашей колоде. Хорошее, плохое – все. Исключения составляют топовые легендарные карты (Рагнарос, Доктор Бум, Сильвана Ветрокрылая, Черный рыцарь, Алекстраза, Харрисон Джонс) и парочка эпиков (Опытный охотник, великаны).
Но если вам, счастливчику, вдруг выпала золотая легендарка, пусть даже топовая, пусть даже запланированная, как Эдвин ван Клиф – пылите. Это может показаться радикальным, но именно так проще и быстрее собрать необходимые для игры редкие и эпические карты, а ведь они на данном этапе важнее любой из легендарок.
Вы не представляете, сколько Защитников Аргуса, Потасовок и Иллидан Ярость Бури я в свое время распылил, и ни разу об этом жалею. На сегодняшний день единственным пробелом в моей коллекции являются классовые легендарные карты. Не рекомендую трогать те из них, без которых класс не играет (Громмаш Адский Крик, Вол’джин, Архимаг Антонидас, Лорд Джараксус, Тирион Фордринг).
Собрав основу своей колоды, меняйте политику. Самое время копить на первую легендарку (лучший выбор для Разбойника сейчас – Доктор Бум). Пылить все подряд не подойдет. Запаситесь терпением, расширяйте коллекцию. Помните, большинство легендарных карт относительно заменяемы обычными или редкими. Как можно больше экспериментируйте на этом этапе. В игре невероятно много возможностей и замечательных связок, особенно непопулярных. Признаться, я до сих пор скучаю по Авантюристу с Мастером маскировки. В общем, пробуйте, рискуйте, осваивайтесь.
Заключение
На сегодня пора ставить точку. Я рад, если вы узнали что-то новое. Надеюсь, к следующей публикации новички перестанут быть такими новичками, и мы все вместе обсудим самый насущный вопрос: быть или не быть мираклу?