Решение Адриана Lifecoach Коя прекратить играть в Hearthstone на конкурентоспособном уровне обернулось значительным ударом по игре от Blizzard, ей уже требуются усилия, чтобы оставаться серьезной в качестве киберспортивной дисциплины. Сославшись на свою злость на высокую долю рандома в игре, а также на доминирование агро колод, Lifecoach в своем видео блоге объявил, что он больше не будет играть в ладдере и не будет принимать участие в турнирах, которые дают очки для World Championship Tour, но, возможно, он будет продолжать участвовать в других интересных мероприятиях, если его туда пригласят.
Такое решение пришло к игроку после того, как он длительный период времени тренировался на буткемпе вместе со своим протеже и партнером по тренировкам Яном SuperJJ Янссеном, чтобы посмотреть, как такой подход к играм повлияет на результаты. Они провели целый марафон ежедневных стримов из игровой комнаты Lifecoach в Вене, играя в Hearthstone с такой вовлеченностью, которую никогда не замечали за ними, и которая, скорее всего, вряд ли когда-нибудь еще будет. Они играли до тех пор, пока оба не сказали: «Достаточно».
Уход Lifecoach имеет значение, потому что, наряду с Kolento и с недавних пор Pavel, он является одним из немногих игроков, которые достигали чего-то в турнирах на регулярной основе. Его карьера говорит сама за себя: он выиграл несколько мажоров, к тому же является фактическим лидером одной из ведущих команд – G2 Esports, в состав которой также входят Thijs и Rdu.
Это действительно большая новость: ты уходишь из соревновательного Hearthstone. Это правда?
Да, более-менее. Я больше не играю в ладдере. Это не значит, что я покончил с выступлениями на турнирах, это значит, что я считаю, что больше не существует по-настоящему конкурентоспособного Hearthstone. Вот почему я бросаю игру. Так-то я бы хотел больше участвовать в турнирах, само по себе это не проблема.
Когда именно у тебя сформировалось такое решение?
Это случилось не в один момент, это формировалось примерно последние года полтора. На протяжении этого времени многие вещи в игре не были идеальными с точки зрения профессионального игрока. Blizzard уже ставила в известность о некоторых проблемах, но кажется, будто компания не заинтересована в изменении положения вещей в пользу соревновательного аспекта игры. Скорее, все наоборот. Я уже говорил об этом ранее, во время нерфов Огненного великана, Шквала клинков и Командира Песни Войны – Blizzard имеет тенденцию ослаблять те колоды, которые требуют хорошего уровня исполнения, они пытаются сделать игру более легкой для понимания и более доступной для широких масс. Само по себе это не то что бы проблема, но мне кажется, что развитие игры в таком направлении идет вразрез с интересами игрового сообщества профессиональных игроков.
И на сегодняшний день, если говорить о соревновательном Hearthstone, вопрос заключается в том, когда вы действительно сможете назвать игру таковой? Я не думаю, что найдутся несогласные с тем, что игроки мирового уровня играют всего на 1% лучше, чем средний игрок. В таких условиях вообще нельзя говорить о соревновательном аспекте. Я не говорю, что этот 1% реален, но, так или иначе, процент слишком низок.
Лучший игрок мира имеет, возможно, 5%-е преимущество над просто хорошим игроком в каждой партии. Это до смешного небольшая цифра. Она показывает, что игра требует низкого уровня скилла. Матчи сейчас очень короткие, поэтому у вас есть совсем небольшой шанс хотя бы продемонстрировать скилл, потому что первые несколько ходов в большинстве своем легкие и простые. У вас мало ресурсов, мало маны, и также практически нет комбинаций карт, что сильно снижает шанс сделать ошибку. Это же стирает грань между профессиональными и просто хорошими игроками.
Ты чувствовал, будто эта идея к тебе идет постепенно? Почему ты решил бросить играть на соревновательном уровне именно сейчас?
Если продолжить говорить о процентах, то год назад игрок мирового уровня имел шанс в 70% выиграть против игрока, который достиг ранга Легенды. Теперь это нереально. Сейчас максимум — 62-63%. Иногда эта цифра внезапно повышается, если вы ощущаете подъем, но если в вашей игре идет спад, то эти числа можно поделить пополам, что ужасно с точки зрения любых измерений.
Существуют определенные карты или механики, которые, по-твоему мнению, недавно ухудшили ситуацию?
Очевидно, Пират Глазастик ускорил игру, он сократил матч в среднем на 2-3 хода. Например, если средняя игра длилась бы 8 или 9 ходов, то сейчас это 7. Все продолжается в том же направлении, что я описал раньше.
Ты хоть раз обсуждал с Blizzard свою обеспокоенность?
Конечно, я особенно отметил Пирата Глазастика, но ощущение, будто их не сильно заботят жалобы. Как я понимаю, все дополнения обычно входят в фазу полировки, отточки, и изменения на этом этапе уже не могут вноситься. Считаю, что это плохо. Когда я выразил свою обеспокоенность довольно очевидными, на мой взгляд, вещами, они отметили, что время изменений уже прошло.
Как ты думаешь, в новом дополнении Экспедиция в Ун’Горо будет что-нибудь, что вернет тебя в соревновательную сферу?
Я уже знаю, что будет в этом дополнении и, возможно, оно никак не повлияет на мое решение. [Lifecoach объяснил, что уже видел новые карты с разрешения Blizzard, но он не может рассказывать об их характеристиках и эффектах]. Я думаю, что игра движется в неправильном направлении, и пока я не увижу реальные попытки улучшить ее соревновательный аспект или намерения дать какое-то преимущество в этой области именно профессиональным игрокам, то не перестану быть уверенным в том, что компания поддерживает казуальных игроков, но не особо заботится о профессиональных.
Если оглянуться в прошлое, какой период в Hearthstone был наиболее благополучным?
Трудно сказать. Очевидно, мне нравилось множество вещей. Если существовала какая-либо колода, которая требует высокого уровня исполнения, она мне в любом случае нравилась. Все началось с моего Охотника – Sunshine Hunter, который, к сожалению, подвергся нерфу. После мне нравился Миракл Разбойник и Миракл Друид. У них был высокий процент побед, и они были довольно сложными, но, опять же, эти колоды также были понерфлены. Следующая колода, которая мне очень нравилась – Хендлок. Она стала моей фирменной. Но с нерфом Огненного великана она больше никогда уже не была столь сильной. И, конечно, Патрон Воин. Я потратил на эту колоду кучу времени, но она также была понерфлена.
Да, возможно, эти колоды были сильнейшими. Может быть, не во всех случаях, но в большинстве точно. Однако они были таковыми только в том случае, когда вы знали, как ими играть. Это не совпадение, что в прошлом я решил играть именно за сложные колоды, которые гарантировали высокий процент побед, если вы умели ими играть. В конце концов, все эти архетипы были понерфлены, и это меня расстраивает.
С течением времени пришло понимание, что если в игре вы прилагаете усилия, вам не воздастся за это. Наоборот – вашему герою разобьют лицо. С точки зрения соревнований – это не дело. Проведем прямое сравнение: вы игрок в League of Legends, и вы максимизируете результат, играя очень специфическим героем, а потом внезапно он подвергся нерфу. Да с чем бы я ни сравнивал эту ситуацию, это все очень расстраивает.
Ты и Ян «SuperJJ» Янссен тренируетесь и играете в ладдере на буткемпе. Это довольно агрессивный подход к игре, вы не боялись «перегореть»?
Я предполагал, что это может случиться, но если вы следили за моим влогом или каналом на Twitch, то знаете, почему мы сделали именно так. Причиной, по которой мы решили тренироваться на буткемпе, — это то, что мы оба были немного расстроены ситуацией в игре и вместе раздумывали над тем, чтобы уйти из нее. Мы такие люди, которые всегда делают все от всего сердца и тратят на дело все свое время. Или максимальные усилия, или мы вообще не будем что-либо делать. Мы оба, сами по себе, любим соревнования и конкуренцию. Мы думали бросить Hearthstone, но игра все еще нам нравилась, было много позитивных ассоциаций с ней. Поэтому решили: «Окей, может быть, мы не правы и играли недостаточно, чтобы полностью достичь нашего потолка. И, может быть, если будем тратить 100 часов в неделю на игру, то увидим такие вещи, которые сейчас для нас недоступны».
Звучит так, будто вы дали Hearthstone последний шанс. Обычно такой подход к тренировкам выбирают игроки в игры вроде League of Legends, чтобы посмотреть, как такая практика повлияет на результат. И я предполагаю, что этот подход подтвердил вашу точку зрения, которая состоит в том, что нет большой разницы между игроками мирового уровня и типичным игроком в ранге Легенды.
Именно. Мы тратили 100 часов в неделю примерно два с половиной месяца, что в целом составляет 1000 часов практики, которая заключалась не только в самой игре. В те часы, когда мы не стримили, мы разговаривали о стратегии, выборе колод и о самых сильных сборках в мете, играли многими колодами, например, Джейд Шаманом. Мне понравились результаты всего этого. Мы заканчивали между 50 и 10 рангами в Легенде каждый сезон, поэтому с точки зрения этого аспекта все было неплохо. Но если взглянуть на процент побед, то разница была совсем небольшой. В среднем на высоких рангах Легенды наш процент был 62,5%, ранее же он составлял 60,5% — разница всего в 2%
И мы поняли, насколько нелепа вся система: она вознаграждает только за «гринд», за постоянную игру. Чем больше игр вы играете, тем больше наград вы получаете. Уровень игры не имеет значения, количество преобладает над качеством. Для людей, которые стремятся к идеалу, это все очень плохо. Суть не в тех, кто играет лучше всего, суть в тех, кто играет больше всех. Я имею в виду, что, очевидно, вы в любом случае должны играть хорошо, но количество значит больше, чем качество в этой системе.
Думаете ли вы, что действие некоторых основных механик в Hearthstone, например, неспособность что-либо сделать во время хода противника, означает, что в ладдере всегда будут доминировать те колоды, чья кривая маны построена наилучшим образом?
Да, абсолютно. Но дело не в основных механиках, а в том, что Blizzard хочет видеть именно такую ситуацию. Вопрос в том, от какой карты они хотят избавиться. Шквал клинков был бесполезен до тех пор, пока противник не заполнит стол существами, но когда он это делал, вы могли бы его за это проучить. То же самое с Огненным великаном. Это очень сильный ответ оппоненту, который постоянно ходил вам в лицо. Можно было разыграть великана за 1 или 2 маны, что очень круто, но, опять же, это значит, что вы уже потеряли 18-19 единиц здоровья.
Когда у колоды нет возможности нанести АоЕ урон – это реальная проблема. Когда вы знаете, что у вашего противника нет этого типа урона, вы можете бездумно заполнить стол существами, не беспокоясь о последствиях. По-моему, у каждого класса должно быть хотя бы одно полезное АоЕ заклинание, потому что это единственный способ заставить противника хоть немного играть в Hearthstone. Сейчас против большинства колод можно не бояться заспамливать стол, что совершенно не привлекает с точки зрения самой игры, так как из-за этого снижается требование к уровню исполнения.
Ты никогда не походил на игрока, который любит играть агро колодами чисто ради развлечения, вне турниров. Такой стиль игры тебе кажется скучным?
Что касается агро колод, то я верю, что по очевидным причинам невозможно показать свои умения, играя ими. Игры становятся гораздо короче. Как правило, агро колоды имеют более высокий процент побед, чем контроль колоды, чего в принципе не должно быть. Так вот, даже если агро колода имеет высокий процент побед, то сильный игрок не должен играть больше за агро, чем за контроль, потому что это дает меньше возможностей получать преимущество именно за счет уровня исполнения. И смотреть, как лучшие игроки мира играют с Пиратом Глазастиком… Честно говоря, я лучше потрачу свое время на что-нибудь другое.
Как другие игроки из G2 отреагировали на то, что ты переключился на Gwent?
Они поддержали меня. Сейчас не так уж много командных соревнований, чтобы показать себя там. И это не удивительно. Если любой другой профессиональный игрок в Hearthstone бросит играть прямо сейчас, я не сильно удивлюсь. Никто из игроков не спросил меня: «Почему ты внезапно бросаешь игру?». Это и так предельно ясно. Любой про игрок или просто игрок соревновательного уровня мог бы перестать играть в любой момент – это лишь вопрос того, сколько еще они смогут выдержать. Серьезно, никто мне не говорит: «Соревновательный Hearthstone сейчас крут!». Обычно такое я слышу только от людей, которые не играют на турнирах высокого уровня. Тем, кто стримит для развлечения, легко думать, что в игре все хорошо, но по сути они не являются частью игры.
Как ты думаешь, когда Gwent выйдет из стадии бета-теста, вокруг него сформируется соревновательный аспект?
Я предполагаю, что он уже есть, потому что игра сама по себе подразумевает конкуренцию и соревнование. Вопрос в том, будет ли компания, выпустившая игру, продвигать ее таким образом, чтобы она была привлекательной с точки зрения киберспорта. Будут ли компании наподобие DreamHack способствовать развитию турниров по Gwent. Но что касается самого соревновательного потенциала и определенного игрового сообщества – все это уже есть. Остается понять, станет ли Gwent популярной киберспортивной дисциплиной.
Когда я впервые услышал о тебе как об игроке, ты был известен игрой за Хендлока и тем, что стримил мало или почти не стримил. Какие у тебя отношение с Twitch?
Когда политика Twitch обязала стримеров быть одетыми на стриме, я уже вернулся в Лондон после годового отпуска от покера, который я провел на Каймановых островах. Там в доме было около 32 градусов, и если я включал кондиционер, то на стриме даже не было слышно, что я говорил. Поэтому играл с выключенным кондиционером, но я же не хотел потеть 12 часов в день, поэтому не надевал майку. Для меня такое положение дел было естественным. Может, мне надо было надеть майку с мышцами или что-то в этом роде, не знаю [смеется].
Ты упомянул покер и отпуск. По моим впечатлениям, ты заработал достаточно денег, чтобы больше никогда не работать. Не вдаваясь в подробности твоих финансовых дел, так ли это?
Да, абсолютно. Это не секрет. Я заработал много денег на игре в покер. Семизначное число. Часть из них я инвестировал в недвижимость, фондовые рынки и другие вещи. Если ты везунчик, или у тебя хорошая рука – все будет хорошо. Дела с недвижимостью шли хорошо, то же можно сказать и про фондовые рынки. Я купил правильные акции, диверсифицировал портфель. Я купил много акций Теслы, когда они продавались еще по 25$, потому что подумал тогда: «Это хорошая компания, специализирующаяся на электронике, и я хочу ее поддержать. Поэтому почему бы и направить мою политику в области акций в этом направлении?». Очевидно, компания взлетела, и это круто.
Был ли момент, когда ты сказал своей жене: «Я хочу посвятить все свое время игре в Hearthstone, игре на конкурентоспособном уровне»?
Скорее, это был просто переход. На протяжении года моего отпуска, я хотел делать все то, что я сознательно не делал предыдущие 7-8 лет моей жизни, пока играл в покер. Поэтому я потратил полгода на Hearthstone, но захотел бросить игру. Она мне казалась довольно неплохой, и я хотел поделиться своими знаниями с коммьюнити, прежде чем идти дальше. Но людям так понравился мой контент, что они захотели, чтобы я остался. Поэтому в Hearthstone я провел три года.
То есть ты хотел стримить, чтобы поделиться своими накопленными знаниями?
Именно. Я сезон за сезоном занимал 1-й ранг Легенды, но не мог об этом рассказать, что мне не очень нравилось. Просто поднимался по ладдеру, достигал его пика, и это было типа «окей, это круто». Все это не сильно-то и привлекало. Мой подход к игре основан на аналитике, и мне не нравилось, что я не мог распространить свои знания, которые потенциально были полезными для других игроков с подобным подходом. Я удивился, когда узнал, что есть так много отличных игроков, которые также хотели поделиться тем, что узнали. Это стало чем-то вроде семьи, и это крутое ощущение – я такого прежде никогда не испытывал: быть частью клевого сообщества с одинаковыми интересами, образом мышления и даже этическими взглядами.
Ты кажешься очень серьезными человеком, который всегда очень глубоко мыслит во время игры, но на стримах ты иногда радуешься и ликуешь как ребенок. Было ли тебе трудно сдерживать себя в этом плане на LAN-турнирах?
Я не особо сдерживал себя, если, конечно, эмоции были положительными и дружелюбными по отношению к сопернику. Если вы «топдекаете» что-либо дома, конечно, вы радуетесь. Люди зовут это ролеплеем, но я так делаю, потому что мне просто нравится так делать, вот и все. Я просто наслаждаюсь эффектом и не могу себя сдерживать. Но, будучи на турнирах, вы не должны становиться безумным, если ваш противник что-нибудь «топдекнул», это просто грубо и невоспитанно.
Можем ли мы от тебя ожидать ролеплея, когда ты играешь в Gwent?
О, да, конечно. Просто посмотрите мой стрим. Я играю только в те игры, которые мне нравятся. Вот почему, в конце концов, я в принципе играю в игры.
Что SuperJJ говорит о работе с Lifecoach:
«Адриан был одним из тех, кто помог мне влиться в профессиональную сферу. Я помню, он пригласил меня в Вену и показал, как играет. Я никогда бы не подумал, что это вообще возможно – стать профессиональным игроком. После всего я вернулся домой и играл как сумасшедший в течение года. В конце концов, мне удалось совершить прорыв. Потом мы подумали, почему бы не организовать буткемп.
Я переехал в Вену, потому что я отлично лажу с ним. Вообще, все было очень круто. Я люблю что-либо делать, не будучи ни в чем ограниченным, особенно это касается таких вещей, как Hearthstone. Поэтому для таких людей, как мы, работа на буткемпе оказалась полезной.»
Что Wifecoach (прим. пер. – жена) говорит о Lifecoach:
«Он ответственный и сосредоточенный во всем, что делает, такова его натура. Но интенсивность этих качеств находится на пике, когда речь идет об игре и соревнованиях. Сейчас Lifecoach сфокусировался только на Gwent, но в будущем он продолжит участвовать в разных интересных турнирах по Hearthstone, но уже далеко не так часто, как раньше. Что до меня, то посмотрим, что из этого выйдет!»
Перевела Graytosse, отредактировала Euphoria, оформил redsnapper