Шаман наблюдал лучшие дни в своей истории. Не раз он становился настоящим монстром в мете Hearthstone, однако в Закаленных Степями его настигли тяжелые времена. У класса нет ни одной достойной колоды, которую можно было бы порекомендовать игрокам. Последние баффы должны были помочь слабым классам, включая Шамана (и он получил больше остальных), однако это ни к чему не привело.
Что же не так с Шаманом? Почему он настолько плох? И куда должен развиваться класс в будущем? Давайте взглянем на прошлое и настоящее класса, чтобы ответить на эти вопросы.
Если вы попробуете найти хоть какую-то успешную колоду Шамана для Стандарта, то навряд ли у вас что-то получится. Впрочем, нельзя сказать, что Траллу совсем нечем играть: у него есть 2 архетипа, которые могут достичь 50% побед на длинной дистанции, однако ни один из них нельзя назвать надежным.
Самая стабильная колода Шамана в ладдере на данный момент — это Элем Шаман.
Элем Шаман — это классическая мидрейндж колода, с которой вы играете по кривой маны и медленно наращиваете преимущество перед вашим оппонентом. Сравнивая со средними по силами картами Hearthstone, Пустынный вихрь, Кувшиночный скрытень и Элементаль огня — сильные карты, а Разгорающийся элементаль помогает выставить их раньше обычной кривой маны. Молот-гноллобой улучшит характеристики любых существ на столе, и таким образом вы сможете играть сильные угрозы одну за другой, прокладывая себе путь к победе.
Звучит, как неплохой план на игру, однако у него есть несколько очевидных слабых мест. Колоде трудно вернуться на стол, поскольку ей не хватает инструментов для темповых переворотов. Разгорающийся элементаль — единственный 1-й дроп в колоде, из-за чего высок шанс попросту не найти его на старте игры, из-за чего вы, скорее всего, будете играть 2-м номером и проиграете. По статистике винрейт колоды совершает огромный скачок вверх, когда игроки выставляют Разгорающегося элементаля на 1-м ходу. Исправить же эту проблему не представляется возможным, поскольку в игре нет других 1-х дропов, которые вписались бы в архетип.
С положительной стороны, Элем Шаман потенциально силен — ему просто не хватает пары ключевых элементов, чтобы более надежно реализовывать свой план на победу.
Другой архетип Тралла, который способен пересекать отметку в 50% винрейта — это Агро Шаман.
Агро Шаман больше склонен к постоянным чередам побед и поражений. Его разброс матч-апов слишком поляризован, и, к сожалению, он очень плохо играет с Паладином.
Шаман — один из немногих классов, кто может похвастаться неплохой выборкой заклинаний на прямой урон на данный момент. Агро Шаман с удовольствием пользуется этими картами вместе со всем известным Молотом Рока, чтобы быстро убивать оппонентов.
Тем не менее прямого урона ему все равно не хватает, и оружию приходится выступать в качестве основного его источника. Следовательно, если колода встречается с провокациями и исцелением (а особенно Манускриптом надежды), то победить ей практически невозможно.
Шаман не всегда был так плох, и его текущее положение в Вольном формате вполне приемлемое. На данный момент в нем чаще всего встречаются 2 архетипа класса.
Первый — самый популярный выбор среди игроков Вольного — это Мурлок Шаман.
Довольно забавно, что новых стандартных карт для Мурлок Шаман из Закаленных Степями — Смотрителя кладок, Пироманта Флургла, Вождя с Южного побережья и заклинания Вооружены до плавников — оказалось недостаточно, чтобы оправдать существование архетипа в Стандарте, однако все они идеально вписались в вольную версию.
В частности, комбинация из Пироманта Флургла и Ядовитого Плавника настолько хороша, что встречается даже вне колоды на мурлоках, например в Галакронд Шамане.
Галакронд Буревестник и Дрыжеглот — вот настоящие карты Шамана для победы в партии!
Обе представленные колоды хорошо показывают себя в Вольном формате.
Вся история Шамана в Hearthstone напоминает американские горки с постоянными взлетами на самый верх меты и падениями в бездну с периодичностью в один год.
Шаман намного лучше других воплощал в жизнь тематики различных дополнений: Галакронд Шаман, Квест Шаман, Джейд Шаман — все они были одними из лучших представителей ладдера в свое время, а также относительно успешен был и Четный Шаман, который еще лучше почувствовал себя в Вольном формате. Шаман множество раз находил себе новый путь развития и принес в игру огромное количество разнообразных архетипов.
У него также есть несколько постоянных тематик, к которым он возвращается снова и снова. Мурлок Шаман, Агро Шаман, Элем Шаман, Тотем Шаман и Эволв Шаман периодически приходят в мету и зачастую становятся единственными представителями класса, которые держат его на плаву.
Тралл также знаком и с медленным стилем игры — особенно это было заметно в эпоху оригинальных древних богов, когда Йогг-Сарон и Н’Зот встречались в различных сборках Контроль Шамана.
Что примечательно, одной из самых неуспешных была ключевая механика класса — перегрузка. Разработчикам пришлось ввести сразу несколько невероятно сильных карт — Тоннельного трогга, Тотемного голема и Пламенного безликого, — чтобы оправдать использование перегрузки, и те времена не были такими уж радужными в истории Hearthstone. Со временем также стало заметно, что сборки Мидрейндж Шамана используют крайне ограниченное число карт с перегрузкой и только ради синергии с Тоннельным троггом. Остальное же место в колоде по возможности занимали более привычные карты.
Безусловно, колоды Шамана постоянно используют несколько карт с перегрузкой, поскольку для них нет альтернатив. Однако в большинстве случаев перегрузка доказывала, что ее чересчур тяжело сбалансировать в такой темпо-направленной игре, как Hearthstone. Обычно карты с перегрузкой оказываются слишком слабы из-за потери маны на следующем ходу, и при этом им очень легко дать слишком много силы. Нужна ли перегрузка Шаману вовсе? Класс и так представлен в игре огромным числом разнообразных архетипов, которые были как уникальны, так и успешны, и перегрузка не играла в этом никакой роли.
На данный момент лучшие колоды класса в Закаленных Степями — Элем Шаман и Агро Шаман — это архетипы с давней историей. Они также реже других привычных стратегий класса вызывали недовольство среди игроков, наряду с мурлоками и тотемами. Между прочим, все эти стратегии тем или иным образом представлены в текущем наборе карт Шамана. Разработчики могли бы лучше исследовать каждый из них и более кропотливо вплести их в Основной набор класса.
Даже без перегрузки и эволюции у Шамана достаточно архетипов, чтобы составить основу классовой идентичности Тралла. И вопрос не столько в поиске фундаментальных особенностей, сколько в поиске правильного баланса. Большая часть колод Шамана всего лишь в одном дропе от того, чтобы стать актуальными.
И хотя Шаман сейчас является самым «мертвым» среди классов, более детальный взгляд на него говорит о том, что он не так далеко от того, чтобы статью частью меты. Настолько недалеко, что хороший мини-набор вполне может сделать его одним из лучших представителей ладдера. Blizzard совсем не нужно изобретать колесо: в игре уже есть база для всех привычных стратегий класса, нужно всего лишь заполнить пробелы в них. Очевидно, что до каких-либо изменений Шаману не светит никакой успех, однако верный выбор всего лишь пары новых карт легко может исправить эту проблему.
Перевел wildstorm.
Наша группа Вконтакте, присоединяйтесь:
vk.com/manacost