Соберитесь же у камина, друзья мои, дабы услышать историю одного безупречного похода на Арену. Вершителем сего действа выступил не кто иной, как Утер Светоносный. Опорой его могущественной колоды выступили такие карты, как Защищенный мини-бот, Миротворец Алдоров, Пилотируемый крошшер, и Доктор Бум. Но какая же из этих чудесных карт засияла сильнее всего? Это, друзья мои, Хранитель Ульдамана. Почему? Собственно, это и тема нашего сегодняшнего разговора: гибкость карт.

12wins

Во время моего похода на Арену, Доктор Бум выиграл мне две игры. В то же время, Хранитель Ульдамана выиграл мне три игры. Из этих трех игр, две я выиграл, улучшив замаскированного Воргенена-разведчика и бросив его на миньона 2\3, потратив тем самым 4 маны на существо 3\4 и получив существо 3\1. Третью же игру я выиграл за счет того, что мой противник потратил весь ход, разыграв большое существо, которое я легко нейтрализовал при помощи Хранителя, создав тем самым смену темпа, которая и обеспечила мне победу.

Вот, собственно, почему карты вроде Хранителя Ульдамана так хороши на Арене: они могут быть использованы в самых различных ситуациях. Другими словами, такие карты можно назвать гибкими картами. Но ими довольно тяжело играть, так как для этого вам нужно будет тщательно анализировать ситуацию и возможные исходы событий.

Это руководство рассматривает как гибкие, так и ситуативные карты, а также научит вас правильно мыслить, выбирая карты на Арену, и подскажет вам, когда эти карты стоит разыграть. Мы начнем с терминологии, а затем перейдем к тому, как выбирать и разыгрывать гибкие и ситуативные карты.

Polosa-1

Терминология

Хранитель Ульдамана

Хранитель Ульдамана является типичным примером гибкой карты: она может быть использована практически в любой ситуации и различными способами (например, в качестве точечного ремувала, как карта, улучшающая Паладина-рекрута или даже просто как существо на столе).

Другой Хранитель (Хранитель чащи) тоже является примером гибкой карты. Может нанести 2 урона или же наложить немоту. Это достойные эффекты, которые могут быть задействованы в различных ситуациях. По сути, механика «Выберите эффект» делает Друида одним из наиболее гибких классов. По крайней мере, по отношению к существам.


Вот вам еще пример: Печать чемпионов зачастую лучше, чем Печать королей как раз из-за своей гибкости. Ситуации, в которых мы обычно используем Печать королей, обычно схожи с Печатью чемпионов (мид-гейм, битва «существа на существо»), но Печать чемпионов срабатывает лучше, ударяясь слабыми существами в более сильных и/или ударяя в лицо врагу.

Превращение в вепря

Другой гибкой картой, подходящей под наше описание, является Превращение в вепря. Кабанчик, который может выступить в роли точечного ремувала или же представить из себя 4 урона для нанесения возможного летала;
Ошалевший подрывник, который может быть разыгран для того, чтобы, например, добить пару последних единиц здоровья противника, чтобы выступить в роли Чародейского взрыва и очистить слабый стол противника, или же чтобы убить вражеское существо с малым количеством здоровья. Другими словами, гибкие карты — это те карты, которые могут быть задействованы в различных ситуациях (особенно в тех, которые часто встречаются в игре).


ящерЕще один способ осмыслить гибкость карты — это подумать, в какой момент игры разыграть эту карту лучше всего. Возьмем, например, Ящера Кровавой Топи. Это хорошая карта для второго или третьего хода. Она может быть полезной в мид-гейме, вместе с другими маленькими существами или с чем-нибудь, вроде Морозного Йети. Но, как бы там ни было, в поздней игре она зачастую не очень уж хороша.

Давайте сравним Ящера Кровавой Топи с Павшим героем. Павший герой также великолепная карта для второго и третьего хода, но зачастую — это великолепная карта и для розыгрыша на четвертом ходу. Кроме того, есть смысл разыгрывать ее и в поздней игре. Вряд ли она поможет тебе победить или даже перетянуть инициативу, но она определенно будет значимой в напряженной поздней схватке.

Благодаря своей гибкости, связанной с кривой маны, существа на воодушевлении так же хороши на Арене. Костяной лейтенант зачастую выступает в роли Ящера Кровавой Топи, но может быть усилен в ранней игре, чтобы уничтожить существо 2\3, или же разыгран в поздней игре. И Мурлока-рыцаря мы можем разыграть на четвертом ходу, но будет даже лучше, если мы разыграем его на шестом ходу или позднее.

Благодаря своей гибкости, карты с «Раскопкой» предлагают интересную и сильную механику: они дают вам возможность выбрать карту, подходящую для текущей ситуации, заполнить пробелы в вашей колоде и сгладить кривую маны.


огненныйСитуативные же карты хороши лишь в небольшом количестве особых ситуаций. Возьмем, например, Огненного великана: он хорош только в том случае, когда у вас достаточно мало здоровья, чтобы разыграть ее и, в то же время, здоровья достаточно много, чтобы розыгрыш этой карты не оказался бесполезным. Или же, когда у вас есть очень много восстановления здоровья в колоде. К сожалению, на Арене подобные ситуации случаются не так уж и часто. Другими словами, подобно Вестнику рока, вероятность задействовать карту достаточно мала.

Вот вам немного других видов ситуативных карт: усиления стола (например, Дикий рев и Жажда крови); карты, которые срабатывают в специфических условиях (например, Мрачный завсегдатай, Мистик Кезана, Гоблин-аукционист); карты, которые могут препятствовать развитию стола (например, Поганище).
Гибкие и ситуативные карты отличаются от тех, которые всегда были очень хорошими или же очень плохими. Конечно же, в мире Hearthstone нет абсолютной истины, но карты, упомянутые мною в моей 12-0 колоде Паладина (Защищенный мини-бот, Пилотируемый крошшер и Доктор Бум) — практически всегда хорошие карты. Отличаются подобные карты тем, что они выполняют одну функцию и только лишь одну, пусть и очень хорошо. Ну и с обратной стороны, такие карты, как Седоспин-патриарх практически всегда очень плохие, даже если и спасают тебя от смерти в редких случаях.

Polosa-1

Выбор гибких карт на Арене

Пожалуй, я начну объяснять стратегию, говоря именно о гибких картах, и затем уже перейду к ситуативным. В обоих случаях я начну с выбора этих карт и затем уже рассмотрю непосредственно игру ими.

Когда на Арене вы выбираете между тремя картами, то первое, о чем нужно задуматься, так это о полезности карты. Сильные игроки Арены зачастую очень быстро выносят свои вердикты, касательно общего качества собранной колоды, условий победы, прорех в колоде и кривой маны. Но начинающим же игрокам следует не спешить с выбором и стараться выбирать карты более осознанно.

Мурлок-рыцарь

Итак, что следует иметь в виду выбирая гибкие карты? Прежде всего, вы должны сильнее ценить гибкие карты, когда ваша мана кривая неблагоприятная. Как я уже отметил, гибкие карты позволяют принимать решения, исходя из кривой маны. Чем хуже кривая, тем чаще вы будете чувствовать необходимость заполнить пробелы в ней, что часто могут предложить гибкие карты. Например, Мурлок-рыцарь может послужить в качестве четвертого дропа и заполнить нехватку карт для поздней игры. Если же кривая маны слабая как для средней, так и для поздней стадии игры, Мурлок-рыцарь зачастую выбор лучше, чем карта, доминирующая только в поздней игре, как, например, Кракен Северного моря.

Черный-археолог-150x225

Другой пример: Черный археолог может заполнить немало пробелов в вашей кривой маны. Если вам не хватает вторых дропов, то эта карта непременно выручит вас. То же самое относится и к третьему ходу. Карта может пригодиться и в мид-гейме, где заклинание за одну ману может быть очень и очень весомым.

Черный археолог также раскрывает иной способ мышления при выборе гибких карт на Арену: вам всегда следует думать о роли, которую выполняют различные карты в колоде. В общих чертах, карты могут выполнять следующие роли:

Не все из этих ролей обязательны для каждой колоды на Арену. Хорошие игроки знают, что различные условия победы подразумевают увеличенную или уменьшенную стоимость различных ролей (очевидным примером является то, что карты на восстановление здоровья и провокаторы не так важны в Темпо и Аггро колодах)

Что позволяют грамотному игроку гибкие карты, так это заполнить слабые места в колоде, без выделения целого слота для них. Возьмем Хранителя Ульдамана, о котором говорилось выше: множество игр, в которых дорогостоящий ремувал не обязателен, и именно в этих играх вы можете использовать Хранителя Ульдамана чтобы улучшить свое существо или же использовать на опасное существо противника, в то время как Равенство будет попросту пылиться у вас в руке.

Ошалевший подрывник

И после того, как вы выбрали гибкую карту, вам следует подстроить дальнейшую стратегию выбора карт. Это значит не только то, что стоит отдавать приоритет картам, выполняющим несколько ролей, но и то, что нужно определить лучший сценарий для ваших гибких карт (и выбирать их следует, исходя из тех случаев, которые происходят чаще). Как я упомянул ранее, Ворген-разведчик + Хранитель Ульдамана — это то, в чем я увидел потенциал, выбирая Воргена. Похожим образом, выбирая Ошалевшего подрывника, вам следует убрать существ с малым количеством здоровья. Подобные вещи не должны заставлять вас кардинально менять колоду, но как минимум вам следует их учитывать. Даже если подобная комбинация и возникнет пару раз за весь поход на Арену, то этого будет достаточно, т.к. это может положительно изменить ваш винрейт.

Polosa-1

Розыгрыш гибкой карты

Предыдущий раздел представляет из себя то, о чем вам следует беспокоиться, когда вы сталкиваетесь с трудным выбором между отдельным сильным существом и более гибкой картой. Этот же раздел посвящен выбору, с которым вы сталкиваетесь практически в любой игре на Арене: выбор, когда стоит разыграть гибкую карту, а когда неплохо бы попридержать ее на потом. Исходя из определения, гибкие карты могут быть сыграны в различных ситуациях, и бывает, что довольно тяжело подобрать правильный момент для их розыгрыша.

Разобраться в этом вопросе нам поможет саберметрика (статистическое учение в бейсболе). Данная статистика измеряет, насколько любое действие бэттера или питчера приближает (или же отдаляет) команду от победы. «Гранд слэм» в напряженном противостоянии увеличивает вероятность победы, в том время как «дабл плэй» в аналогичной ситуации эту вероятность понижает, так как шансы команды на победу снижаются относительно ситуации перед «дабл плеем».

gibkost'

Когда вы играете в Hearthstone, практически на каждом ходу вам следует просчитывать все в своей голове, задавая себе вопрос: какой ход увеличит мои шансы на победу? Это значит, что вам следует предугадывать последующие ходы противника и ситуации, которые могут возникнуть позже в игре. Думайте о том, как справиться с этими ситуациями. Это требует понимания того, как вероятнее всего выиграть игру с текущей колодой, так как эти расчеты тесно взаимосвязаны с условиями выигрыша.

Вот вам неплохое правило для подобных расчетов: если вы можете заметно увеличить вероятность победы одним розыгрышем или серией — сделайте это. Игры на Арене, подобно бейсболу, зачастую очень и очень напряженные и, если вы ждете момента, чтобы вот-вот полностью перевернуть игру в свою пользу, будьте готовы к тому, что тоже самое задумал и ваш оппонент.


Возвращаясь к Хранителю Ульдамана, можно выделить 5 общих ситуаций, где вы можете применить эту карту:

hranitel-uldamana

— на пустой стол (где бафф/дебафф не имеет значения), чтобы, например, противостоять существу 3\3;
— на большое вражеское существо (например, Огр Тяжелого Кулака);
— на обычное существо с неплохими статами (например, Морозный йети);
— на свое маленькое существо (например, Паладин-рекрут);
— на свое маленькое существо, разыгранное в прошлом ходу и готовое атаковать.

Розыгрыш Хранителя (на большое вражеское существо или на свое маленькое, разыгранное ранее и готовое атаковать) показывает скачок вероятности вашей победы. Как бы там ни было, розыгрыш Хранителя на неплохое вражеское существо (или же на шестом ходу на только что призванного Паладина-рекрута) показывает заметный прирост в шансах на победу. Расходовать четыре маны на существо 3/4, нанося при этом 2 урона Морозному йети или расходуя 6 маны на 3\3 и 3\4, в обоих случаях очень выгодно и поворачивает игру в вашу пользу. Вам не следует игнорировать подобные варианты, потому что они не являются совсем уж огромными скачками, которые могут обеспечить другие, идеальные варианты.
Давайте предположим, что вы раздумываете, поставить ли Хранителя и Паладина-рекрута на шестом ходу. Если другие варианты менее эффективны, то вам наверняка стоит ходить именно так. Например, если у вас в руке есть Рыцарь Длани, то вы можете получить лишнее очко характеристик на столе, при этом сохраняя гибкость использования Хранителя, как ремувала вражеского существа. Следуя этой логике, если у вас есть две карты, делающих одно и то же, то вам следует приберечь гибкую карту, так как она предлагает больше вариантов для дальнейшей игры.

Это подводит нас к тому, что я называю «равноценностью карт». Существует определенное количество ситуаций, когда 2 карты делают практически одно и тоже.

Polosa-1

Выбор ситуативных карт

Гибкие карты максимально легко выбрать (но играть ими немного сложнее). В свою очередь, ситуативные карты тяжело правильно подобрать. Причиной этого является то, что они очень различны в своей значимости. Гибкие карты и очень хорошие/очень плохие карты могут быть оценены довольно легко. Значимость же любой ситуативной карты очень сильно зависит от колоды, которая ее окружает. Камень Призыва или Аукционер на двадцатом выборе (имея при этом всего два заклинания) — довольно плохой выбор. Те же карты с восемью заклинаниями в колоде смотрятся гораздо лучше. Недавно я собрал на арену Разбойницу с Клинком убийцы, Смертоносным ядом, двумя копиями Оружейного механомасла и двумя копиями Шквала клинков. И эти Шквалы были разыграны прекрасно.


ПоганищеЛучшее что вы можете сделать, выбирая ситуативные карты — это определить, где карта хороша. Затем нужно построить колоду так, чтобы подобные ситуации возникали чаще. Если при выборе карт на Арену вам рано досталось Поганище, то сделайте свою колоду немного медленнее, чем обычно, чтобы он смотрелся более выгодно. Если же вы выбираете Божественную милость, то стоит немного облегчить свою колоду, чтобы можно было использовать карту более выгодно.

Гоблин-аукционистНо иногда все не так очевидно, как хотелось бы. «Выберу-ка я стопку заклинаний, чтобы Гоблин-аукционист хорошо зашел!», — может промелькнуть у вас в голове. Аукционист хорош тогда, когда его прикрывает несколько провокаций + в руке у вас маленькие заклинания (особенно ремувалы), которые могут помочь зачищать стол в течение нескольких ходов для того, чтобы эффект аукционера продолжал срабатывать.

Главное не переборщить, подстраивая свою колоду под ситуативные карты. Ваша колода все еще должна быть сбалансированной и удачной, независимо от ситуативных карт. Помните: если у вас одна копия карты в колоде, то вы вытянете ее только в половине (а может быть и меньше) своих игр на Арене. И вы должны понимать, каковы шансы того, что эта карта достанется вам в стартовой руке. Другими словами, подумайте о том, как пройдет игра, если вы не вытянете именно ту ситуативную карту, вокруг которой вы построили колоду. Если вы наберете кучу дешевых существ, чтобы получить больше выгоды от Божественной милости, то вы можете просто истощить руку и проиграть до того, как вытянете эту карту.

Боевая ярость

Конечно, можно сделать исключение, когда вы ничего не теряете, выстраивая свою колоду вокруг ситуативных карт. К примеру, возьмем Боевую ярость (карту, во многом похожую на Божественную милость). Это достаточно ситуативная карта, но в отличие от Божественной милости, вещи, которые помогают сработать Боевой ярости (Укус смерти и т.д.), сами по себе очень сильны. Точно так же Дикий рев и Жажда крови. Они обычно обитают в очень агрессивных колодах, но зачастую такие колоды могут обойтись и без подобных карт.

Хобгоблин

Давайте рассмотрит эту идею более детально на примере конкретной карты. Встречайте, лидер ситуативных карт и мой личный фаворит в Hearthstone — Хобгоблин. Значимость Хобгоблина сильно завязана на количестве в вашей колоде существ с атакой 1. У вас должно быть достаточно подобных существ, чтобы он стал чем-то большим, чем просто 2\3 за 3 маны, иначе вы серьезно рискуете. Собственно, поэтому я беру Хобгоблина, играя преимущественно за Чернокнижника, так как сила героя компенсирует тот факт, что в колоде много слабых существ.


Недавно я собрал пару разных Хобгоблин-колод и думаю, что они отлично демонстрируют этот баланс построения колоды для ситуативной карты без каких-либо излишеств. Давайте посмотрим на эти колоды:

Колода 1

koloda-1

Первой колодой я завершил Арену с семью победами, второй же я набрал одиннадцать побед. Некоторые карты добавлены вразброс, но здесь явно прослеживаются нюансы касательно составления колод, результатом чего и стал различный счет Арены. Невероятно, но у обеих колод было комбо с Малым плавником, Огоньком и Хобгоблином. Когда я вытянул Хобгоблина, я мог сыграть их всех вместе для значительного роста в темпе. Когда же я этого не делал, я приберегал Огонек и мурлока до тех пор, пока они не становились стратегически значимыми.

Количество существ с атакой 1 в первой колоде не очень велико: Мастер шестеренок, Гробовщик, Копьеносец, Микроробот и Стражник Могу’шан. Ни одна из этих карт не является совсем уж плохой (ну ладно, Могу’шан действительно плохая карта), но они недостаточно хороши, чтобы поддерживать стол самостоятельно. Я лишь пытался подстроить одни ситуативные карты под другие. Это стратегия, которая обычно не срабатывает. Несмотря на двух Главарей банды бесов, первая колода в основном проигрывала, когда я не доставал Хобгоблина.

Колода 2

koloda-2

А теперь сравните с колодой номер 2. Существа с атакой 1 гораздо лучше сами по себе: Демон Бездны и Раздражатор – очень хорошие провокаторы; Одержимый ползун вообще, возможно лучший нейтральный второй дроп в игре; Дживс, хотя и ситуативный, но он идеально подходил к колоде с Хобгоблином (большое количество маленьких карт). Только Мастер ковки клинков без Хобгоблина является довольно слабой картой. Также, эта колода выполняет большинство задач из раздела «о выборе гибких карт» (Вытягивание души, как большой ремувал, Древний исцелятор для хила и так далее). Включение в эту колоду хороших существ с атакой 1 подразумевает, что колода выиграла массу партий без Хобгоблина.

Еще одна небольшая ремарка: ситуативные карты порой гораздо менее ситуативные в конкретных классах. Огненный гигант гораздо более играбелен у Разбойницы или Чернокнижника. Дживс хорошо смотрится у Охотника и Чернокнижника. Выбирая ситуативные карты, особенно в самом начале, имейте в виду, как ваш класс будет играть с картой.

Polosa-1

Игра ситуативными картами

Когда речь заходит о розыгрыше ситуативных карт, мой вам совет: играйте этими картами, даже когда момент совсем не идеален. Если вы грустно смотрите на свою карту и вздыхаете, думая: «Эх, а может поставить ее…», то вам определенно стоит ее поставить, потому что ждать идеального момента для ее розыгрыша – пустая мечта.

Суть в том, что когда вы разыгрываете плохую карту, вы улучшаете качество своей руки. Как я сказал в своей статье о выборе ужасных карт на Арене, вы можете определить ход, когда ваша плохая/ситуативная карта не сильно снизит ваши шансы на победу, так как вы можете за ее счет сделать будущие ходы более выгодными.

Дживс-150x225

Другая техника игры ситуативными картами заключается в определении того, когда карта достаточно хороша и без своего эффекта. Опять же, возьмем Гоблина-аукциониста. Его эффект очень хорош, так что зачастую не следует разыгрывать эту карту без возможности задействовать ее эффект. Но если у вашего противника на столе только Древняя тень, просто поставить Аукционера — довольно разумный ход. В то же время, это полная катастрофа, когда у вас полная рука и вы ставите Дживса, в противовес Морозному йети. Но, например, розыгрыш Дживса с полной рукой против четырех бесят 1/1 – вполне допустимый ход.

Polosa-1

Мнение от Manacost

Залог успеха игры на Арене — это правильно создать синергию в вашей колоде. В данной статье автор очень подробно расписывает важность того, чтобы карты в вашей колоде взаимодействовали друг с другом. Никогда не спешите с выбором, и, хоть иногда выбор кажется абсолютно очевидным, подумайте ещё минуту и задайте себе вопрос: «Какую максимальную пользу мне может принести каждая из предложенных карт?». Не всегда, очевидные варианты будут являться верными. Что касается гибкие и ситуативные карты, главное понять какую максимальную «гибкость» они могут вам предоставить. В примере с Хренителем ульдаман показано, что одна карта может разыграть как минимум 5 различных ситуаций,и именно умение подстраиваться под них — это залог хорошего результата.

Никогда не спешите с ходом, и старайтесь представить возможное развитие событий, как и чем вам сможет ответить оппонент на ваше разыгранное существо или заклинание, и что же вы сможете разыграть в каждом из этих случаев. Будьте предусмотрительнее и хитрее вашего соперника!

Хороших вам игр, и успешных 12-победных Арен!

Источник, перевёл Splendid20, редактировал Fudg3, оформила Wanny.

  • http://vk.com/id86483874 Максим Карасев

    Чуваки, статья супер! Прямо божественна! Вы рассказали, какие карты классные, как их пикать, я думаю, у читателей проблем не возникнет. Вы лучше скажите, а если 10 карт к ряду дается выбор между «дерьмо», «дерьмо» и… да! «дерьмо», то какую нужно выбрать?

    • http://vk.com/id15364105 Виталий Нерус

      Меньшее «дерьмо» — логично же)

    • http://vk.com/id322616603 Ян Нестеров

      Доктора бума однозначно.

  • http://vk.com/id139665461 Антон Радионов

    оХренитель Ульдамана!

  • Евгений One

    Вчера смотрел стрим Амаза — он паладином взял 12-0, имея в колоде пять(!!!) хранителей Ульдамана =))

  • Дмитрий Соколов

    вот скажем есть такой юнит как Арча! сколько раз я не брал её = всегда Вэлью отыгрывала!!!

Комментарии для сайта Cackle